Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:33, реферат
Истории исследований в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения разнообразных практических задач. За минувшее столетие психология превратилась в развитую область знаний и практической деятельности для многих тысяч специалистов.
Введение
1. Суть понятия «личность» в психологии
2. Теоретические подходы понятия «личность»
3. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева
4. Теория личности В.А.Петровского
5. Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна
6. Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева
7. Соционическая типология Аугустинавичюте
8. Концепция черт личности по Олпорту
Заключение
Использованная литература
Выдающейся заслугой Б.Г.Ананьева стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Однако человек - это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности - как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому, кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность - это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации - индивида, личности, субъекта деятельности. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Б. Г. Ананьев первым в психологии попытался дать психологическую характеристику категории индивидуальности. Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие.
Базируется на типологии К.Юнга, но она, по мнению автора, усовершенствована, исходя из теории информационного метаболизма (ИМ) А.Кемпинского. Она дает возможность смотреть на каждого индивида, как на носителя определенной социальной функции, которая обуславливается типом его личности или интеллекта. Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Этим обусловливается способность проявлять внимание к одной или другой стороне внешней жизни: интересы, устремления индивида, направленность его поведения, отношения к другим людям.
Необходимое условие функционирования любого организма - двойная связь с окружающим миром. С одной стороны он включен в процесс энергетического метаболизма (ЭМ), т.е. в химический обмен веществ с окружающей средой. С другой стороны, через процесс информационного метаболизма, в сумму электромагнетических явлений. По А.Кемпинскому, внешние информационные сигналы, которые принимает психика, уподобляются пище, которую для процесса энергетического метаболизма получает организм, т.е. равно как пища необходима для ЭМ организма, так информационные сигналы для ИМ психики.
Прием и передача сигналов обуславливаются образованием энергетических импульсов в системе, которая эти сигналы принимает. То есть процесс информационного метаболизма в организме начинается образованием мелких энергетических зарядов.
Каждая система по теории информации принимает только адекватную себе информацию. То есть принимает только те сигналы, какие и сама может выдать. Часть сигналов воспринимается более осознанно. Но и выдаются эти, же сигналы тоже более осознанно. Например, человек, который не замечает, каким тоном он говорит, не обращает внимания и на тон других людей.
Соционические типы построены на основе четырех шкал. Первая шкала - этика-логика. Эта шкала связана с направленностью мышления. Этики - это люди, которые при их желании, умеют великолепно ладить с окружающими, хорошо чувствуют их внутреннее эмоциональное состояние, смело манипулируют своими и чужими чувствами. Для таких людей любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, представляют ценность: через эти эмоции они воспринимают мир, реагируют на все происходящее. А вот в области объективных взаимоотношений, предметов материального мира они чувствуют себя неуверенно. И очень часто начав дело, утопают в деталях и второстепенных вопросах. Т.е., можно сказать, что этики - это те, кто хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях.
Логики, в противоположность им, прекрасно разбираются в объективных закономерностях окружающего мира, легко выделяют в любом деле главное и второстепенное. Однако они плохо разбираются в отношениях людей, их чувствах и эмоциях. Если этики оценивают людей с точки зрения «хороший - плохой», то логики - по принципу - «разумный - не разумный», «деловой - неделовой».
Вторая шкала - интуиция - сенсорика. Интуитив видит то, что скрыто от глаз, осмысливает глубинное содержание предметов и явлений, обладает предчувствием. Сенсорик, наоборот, целиком погружен в данную конкретную обстановку, чрезвычайно ярко воспринимает каждую ее деталь, впитывает в себя все разнообразие и богатство форм, красок, светотеней, звуков, запахов и др. Сенсорные редко сомневаются в отличие от интуитивного. Сенсорный стремится к чистоте и порядку, интуитивный может и не замечать беспорядка. Интуитивные более непрактичны, чем сенсорные.
Третья шкала: интроверсия - экстраверсия. Эти термины в соционике трактуются несколько шире, чем в традиционном смысле. Интроверсия - направленность на себя, на свой внутренний мир. Интроверт больше обращает внимания на ситуацию, учитывает ее определяющую роль в нашей жизни; экстраверту присуща направленность во внешний мир; он большее значение придает внутренним качествам личности, чем ситуации.
Четвертая шкала: рациональность - иррациональность. Рациональные люди обычно заранее продумывают линию поведения, настраиваются на выполнение каких-то действий и стараются проделать всё, как задумали. Иррациональные, наоборот, очень легко подстраиваются под ситуацию, гибко меняют свое поведение, действуют импульсивно, часто непоследовательно.
Специалисты по соционике пользуются так называемыми псевдонимами. Неудобно говорить «интуитивно-этический экстраверт». Проще назвать его именем известного исторического лица или литературного героя, который соответствовал бы этому типу - «Гексли»; существует еще «Декарт», «Дон Кихот», «Дюма», «Гюго», «Гамлет», «Горький», «Македонский», «Есенин», «Цезарь», «Бальзак», «Джек Лондон», «Драйзер», «Холмс», «Доктор Ватсон», «Габен».
Не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определял черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Проще говоря, черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Например, если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуациях - сидя в классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьями покупки. Если, с другой стороны, человек в основном дружелюбен, он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.
Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.
Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры».
Заключение
Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну теорию и отвергать все другие недопустимо. Максимальная полнота и всесторонность, комплексность познания предполагают, что необходимо знать и учитывать все существующие концепции и подходы, рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани. (Весьма вероятно, далеко не все они известны современной науке.)
Большинство современных психологов
согласны, что при анализе психики и структуры
личности следует учитывать биологическую
(тело, врожденные инстинкты) и социальную
природу человека (социальные отношения,
интериоризованные социальные нормы),
сознательную и бессознательную психические
сферы, единство познавательно-
1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Соционика, ментология и психология личности, 1995, №1, с1-5.
2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. - 657с.
3. Диденко Б. Сумма антропологии. М., 1993. - 87с.
4. Лефевр В.А. Фундаментальная структура человеческой рефлекции. Журнал Вопросы философии, № 3, 1990. - 123с.
5. Лефевр В.А. Рефлексия. М., 2003.- 496 с.
6. Лефевр В.А. Алгебра совести. М., 2003. - 426 с.
7. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-М. 1997.
8. А.Г. Асмолов. Психология личности - Режим доступа: www.myword.ru;
8. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. - К., 2001;
9. Талайко С.В. Психология личности. - Режим доступа: www.myword.ru.
Информация о работе Современные психологические теории и подходы к пониманию личности