Современные средства обучения и техническое оснащение классов в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:51, лекция

Описание работы

Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы.

Файлы: 1 файл

Современные средства обучения и техническое оснащение классов в современной школе.docx

— 33.31 Кб (Скачать файл)

Современные средства обучения и техническое оснащение классов в современной школе

 

Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Каждая школа мечтает о том, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения, практичные учебные пособия.

 

Современное оборудование - это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это: цифровые проекторы - для отображения компьютерной информации и видео; проекционные экраны - разнообразных моделей; оверхед-проекторы; слайд-проекторы; копи-доски - для тиражирования записанного на доске; интерактивные доски - возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы; документ-камеры - настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора; видеоконференционные системы - для эффективного общения на расстоянии; маркерные и текстильные доски; проекционные столики и т.д.

 

1. Техническое  оснащение в современной школе

1.1 Общие требования  к средствам обучения

 

Средства обучения (СО), используемые в образовательных учреждениях: натуральные объекты; модели; учебные приборы; экранно-звуковые средства обучения; печатные средства обучения; станки, верстаки, инструменты; средства вычислительной техники; школьные учебники.

 

Информация, передаваемая с помощью СО, должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки, а содержание, объем и глубина заложенной в СО информации должны соответствовать содержанию программы и учебника.

 

СО должно соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся, т.е. должно быть доступно для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков обучающегося.

СО должно быть наглядным, активизировать внимание обучающихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате.

СО должно быть пригодно к применению современных методов и организационных форм обучения.

СО должно быть приспособлено к комплексному использованию, т.е. органично сочетаться с другими СО, применяемыми при изучении данного вопроса (темы) программы.

Размеры, форма, яркость, контрастность, цвет и пространственное положение объектов наблюдения в СО должны соответствовать возможностям органов зрения человека.

Звуковая информация СО должна содержать уровень звукового давления соответствующий возможностям органов слуха человека, при этом важны контраст громкости сигнала и шума, длительность звукового сигнала, темп подачи, понятность речи.

 

1.2 Интерактивные  доски

 

Доска в образовании не просто инструмент для демонстрации, но и обучения, она породила специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь - один учитель может работать с несколькими учениками.

Доска это особое - познавательное - окно в мир. Но со временем он стал привычен и должен был преобразовываться, как и всякий инструмент. В ХХ столетии появились технологии, в которых учитель оставался за кадром, становился скрытой фигурой, методистом, организовывавшим подачу материала. Ученик доходил до всего САМ. Значительно повысилась интенсивность обучения. Современная молодежь осваивает все новые формы общения, используя новейшие технологии. Приходя в аудитории, она - по умолчанию - требует и новых инструментов образования. Это значит, что окно в мир познания должно приобрести новые функции.

Достижение новых технологий - интерактивная доска, обогатившись своими расширениями, стала отвечать на запрос более активного взаимодействия.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении.

 

Интерактивный экран впитал в себя все функции компьютера, являясь практически его модификацией, продолжением. Он имеет мощную память и гибкую обратную связь, мягко откликающейся системой, в которой человек может работать обычным образом - как ручкой в тетради. Ученик может прибегать и к тактильной коммуникации, созданием изображения рукой, а может использовать и дистанционное управление - в зависимости от целей и решаемых задач.

Интерактивная доска стала особой средой, из которой учитель может извлечь очень много образовательных возможностей, строить с ее помощью урок, реализуя необходимую тактику. Кроме того, важно чтобы сохранялся уровень креативности - чтобы ученик активно участвовал в работе - всем этим требованиям отвечает интерактивная доска. Учитель, управляя доской, может воплощать учебный материал как некоторые (заранее подготовленные) идеи, которые ученики в процессе обратной связи могут модифицировать и исполнять в свойственной им форме. Образовательный процесс становится более гибким.

Критерием успешности ученика становится не стопроцентно правильный ответ, который оценивает учитель, а мера участия в обратной связи, которую необходимо оценить самому ученику. Кроме этого, интерактивная доска имеет определенные преимущества:

- запоминает, как и всякий  компьютер, акты взаимодействия (сохраняет  обратную связь) и может их воспроизвести;

- позволяет наблюдать  процесс и анализировать накапливаемый материал;

- позволяет выявлять промежуточные  результаты, которые важны для  понимания особенностей динамики  изменений, точек выбора и влияний, которые для них были значимы;

- позволяет демонстрировать  получаемые результаты самим  учащимся или, например, родителям, которые в этом случае становятся  активными помощниками учителю (специалисту) и своим детям в решении коррекционных задач.

Интерактивная доска - это идеальное решение для учебного класса. Различные размеры позволяют подобрать решение и для небольшого класса, и для просторной аудитории. Благодаря удобству использования и большому набору возможностей, интерактивные доски займут достойное место везде, где необходима демонстрация визуального материала и тесное интерактивное взаимодействие с аудиторией.

В нашей стране этот инструмент обучения и групповой работы только начал получать широкое распространение, в то время как за рубежом уже накоплен достаточно большой опыт применения интерактивных досок, который показывает, что наибольший эффект дает их применение в начальной школе, для вовлечения учащихся в активную работу. Школьникам - и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.

Другая важная сфера применения - ВУЗы, где требуется интерактивная демонстрация материалов большой аудитории (например, IT-специальности) или групповая работа, в которой используются визуальные материалы. Благодаря мультимедийным возможностям доски студенты представляют результаты групповых проектов в живой интерактивной форме, начинают работать очень творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная.

1.3 Кабинеты гуманитарных  и естественнонаучных дисциплин

 

1) В кабинетах гуманитарных  дисциплин в современной школе  необходим хотя бы один мультимедийный  компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов, аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих писателей, историков, композиторов, доски маркерная и меловая с комплектом инструментов для работы у доски, слайд-альбомы, прозрачные иллюстрации, текстильные доски для классного информационного стенда и выставки работ учащихся. Кроме того необходимо иметь:

- в кабинете истории - карты и таблицы;

- в кабинете искусства - гипсы, слайд-альбомы, мольберты настольные, краски, мелки, мольберты, кисточки, пластилин, расходные материалы, а к компьютеру  подсоединяется графический планшет;

- в кабинете музыки - музыкальные  клавиатуры с миди-интерфейсом, народные  инструменты, пианино и другие музыкальные инструменты;

- в кабинете иностранного  языка - лингвистические мозаики  и палитры, магнитные плакаты, таблицы, многофункциональные конструкторы  для ролевых игр, грамматические  таблицы, а если в классе есть  возможность разместить несколько  компьютеров, то можно организовать лингвистическую лабораторию.

Кабинеты могут быть оснащены и демонстрационным материалом, например:

 

Магнитные плакаты и игры - основу учебного комплекта составляют шесть магнитных плакатов различной тематики. Темы отвечают содержательным требованиям, предъявляемым к курсу иностранного языка в начальной школе.

Развивающие обучающие игры, в том числе музыкальные инструменты:

Комплект из четырех тамбуринов: (все с бубенцами) - загадка этого потомка древнего бубна в кажущейся простоте и, одновременно, десятках возможных способов звукоизвлечения. Тамбурин - непременный участник эстрадных и фольклорных ансамблей, симфонического и джазового оркестров. А четыре тамбурина - это уже целый оркестр.

Комплект балийских ксилофонов (малый, средний и большой) - музыкальные шкатулки с вращающейся рукояткой из нашего детства имеют в основе тот же принцип. Эти инструменты, сделанные из сверхлегкой драгоценной бальзы, расскажут так много нового о природе звука, что этого с лихвой хватит и для уроков музыки, и для уроков физики.

Африканские ксилофоны - как будто специально предназначены для развития координации движений. Вместе с тем таинственный, глубокий и завораживающий звук этих инструментов обостряет фантазию и слух; пробуждает интерес к древней, почти утраченной культуре.

А также программными продуктами по различным предметам, например:

Древний мир. Иллюстративные материалы по курсу «Мировая художественная культура» - содержит более 300 иллюстративных материалов по основным темам курса с описаниями и комментариями.

Живая Родословная. Виртуальный конструктор генеалогического дерева - предназначен для создания, редактирования, распечатывания и представления больших генеалогических деревьев. Это хороший инструмент для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках общей биологии, истории, русского языка и литературы, а также в рамках образовательной области «Искусство».

Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников - на двух CD, включающая в себя коллекцию из 150 музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов

Отечественная история до начала XX века - содержит более 700 иллюстраций, 30 аудио- и видеофрагментов, 45 историчеких карт сражений, «историческую библиотеку», хронологическую таблицу и много другой полезной информации по 40 темам.

Русская литература XIX-XX веков - электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература в классических разборах. От Белинского до Лотмана» содержит критические разборы художественных произведений, входящих в школьную программу по литературе. Сборник предназначен учителям литературы, учащимся старших классов, особенно гуманитарного профиля, выпускникам и абитуриентам, готовящимся к экзамену по литературе, студентам, изучающим русскую литературу в вузах.

2) Лингафонный кабинет  предназначен для активного обучения  иностранным языкам под наблюдением  преподавателя с применением  современных технических средств. Мультимедийные лингафонные кабинеты, которыми оснащаются современные  школы, представляют собой последнее  слово в технике и технологиях. Тип оборудования - встраиваемое  или настольное. Возможны два  типа кабинетов: аналоговый или  цифровой лингафонный кабинет.

В состав аналогового лингафонного кабинета входит:

1. Пульт преподавателя.

2. Телефонно-микрофонная  гарнитура (до 20 шт.).

3. Магнитофон (до 2-х шт.).

4. Пульт лингафонный учащегося.

5. Полукабины (одно и двух-местные).

6. Комплект монтажный.

Возможности пульта управления преподавателя:

- Индивидуальное подключение  от 1 до 18 рабочих мест учеников.

- Разделение учащихся  на группы.

- Двухсторонняя звуковая  связь преподавателя и учащегося.

Информация о работе Современные средства обучения и техническое оснащение классов в современной школе