Современные технологии манипуляции и способы противостояния им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является выявление технологий манипуляции и способов противостояния им.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
рассмотреть понятие «манипуляция» и его сущность;
выявить технологии манипулятивного воздействия;
определить способы противостояния

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Манипуляция как процесс межличностного взаимодействия: понятие и сущность ……………………………………………………………… 5
2. Технологии, механизмы, виды и процессы манипулирования …… 12
3. Способы (виды) психологических защит ………………………….. 18
4. Практическая часть …. ………………………………………………. 26
Заключение …………………………………………………………………. 31
Список литературы ………………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине психология Тема_ Современные техно.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Да Нет .

9. Придерживаетесь ли  вы в своей жизни строгого, расписанного по часам распорядка? Да Нет

10. Любите ли вы переставлять  мебель в квартире? Да Нет

11. Нравится ли вам  делать привычное дело каждый  раз по-новому? Да Нет

12. Любите ли вы подтрунивать  над теми, у кого слишком большое  самомнение? Да Нет

13. Можете ли вы сказать  своему начальнику или тому, кто  считается общепризнанным авторитетом, что он не прав? Да Нет

Теперь подсчитайте  очки.

 

Да

Нет

1.

5

0

2.

0

5

3.

5

0

4.

5

0

5.

5

0

6.

5

0

7.

5

0

8.

0

5

9.

0

5

10.

5

0

11.

5

0

12.

5

0

13.

5

0


Если вы набрали от 65 до 35 очков, то: У вас есть все  данные для того, чтобы подчинять своему влиянию других, перевоспитывать их, поучать, наставлять. Вы превосходно чувствуете себя в такой роди. Убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать других, держаться в стороне и думать только о себе.

Напротив, он должен стремиться сделать что-то для других, руководить ими, указывать на ошибки, научить их видеть светлые стороны окружающей действительности. Вы способны убеждать и оказывать влияние на других, но при этом постарайтесь не дойти в своем наставничестве до крайности, ибо это угрожает вам превратиться в фанатика или тирана.

Если же вы набрали  от 30 до 0 очков, то: Увы, вы не обладаете  силой внушения, способной убедить  других, хотя зачастую во многом правы. Идеальной для себя (и других) вам представляется жизнь строго. упорядоченная, подчиненная законам здравого смысла и благонравия, “будущее -предсказуемым. Вы ничего не любите делать через силу. Иногда слишком сдержанны, что подчас мешает в достижении цехи, выставляет в несколько превратном свете ваше поведение.

 

Тест: Подвержены ли вы чужому влиянию?

Тест 

1. Вы прочли статью  о новых тенденциях, касающихся  рационального образа жизни. Ваши  действия… 

а. Немедленно поменяете  свой образ жизни - 1

б. Задумываетесь, что  из этого может вам пригодиться - 2

в. Не обращаете внимания! - 3

2. Если официант или  водитель такси посмотрит на  вас недружелюбно, вы, скорее всего,  решите, что… 

а. Вы ему не понравились - 1

б. Он, наверное, устал  или чем-то раздражен - 2

в. Он, вероятно, человек, вечно всем недовольный - 3

3. Если вы узнаете, что, по мнению коллег, ваша работа в последнее время несколько ухудшилась, то…

а. Вы в самом деле станете  работать хуже - 1

б. Отнесете это на счет людского злословия - 2

в. Постараетесь трезво оценить  свою работу - 3

4. Если у вас на  лице выступила сыпь или вы поранились при бритье, вы…

а. Постараетесь не показываться на людях – 1

б. Попытаетесь замаскировать  изъян, а при встрече со знакомыми  станете объяснять, что случилось - 2

в. Не придадите этому  большого значения! – 3

5. Почувствовав легкое недомогание, вы не идете к врачу, потому что…

а. Поликлиники переполнены  болтливыми пациентами, а вас это  раздражает - 1

б. Врач может докопаться до каких-то скрытых недугов, а вам  этого не хочется - 2

в. У вас просто нет  на это времени - 3

6. Когда вам нужно принять важное решение, вы…

а. Ни с кем не обсуждаете свою проблему, потому что боитесь  получить противоречивые советы, которые  собьют вас с толку - 1

б. Ищите совета, но в  конце концов поступаете по-своему - 2

в. Доверяете только своему опыту и интуиции - 3

7. Когда вы вспоминаете  о бабушке и дедушке или  о пожилых родителях, с которыми  вы не живете вместе… 

а. Вам вспоминается запах  в их доме - 1

б. Вы слышите их голоса - 2

в. Перед глазами возникает  интерьер их дома - 3

8. Если вы чувствуете, что кто-то идет за вами следом и буквально наступает вам на пятки, то вы…

а. Ускоряете шаг - 1

б. Не придаете этому большого значения, но из любопытства оглядываетесь - 2

в. Никак не реагируете - 3

 

РЕЗЮМЕ 

12 баллов и менее.  Будьте осторожнее – вы легко можете оказаться жертвой внушения. Старайтесь не впадать в меланхолию от каждого резкого слова или косого взгляда – ведь что бы о вас ни думали, вы все равно остаетесь собой.

13-19 баллов. Вы не вполне  защищены от корыстного внушения  и можете стать объектом манипуляций, если к вам верно «подобрать ключик». Но в целом вы достаточно хорошо владеете собой и контролируете ситуацию. Вашу позицию не так уж просто изменить.

20 баллов и более.  Вы непоколебимы. По любому вопросу  имеете свое мнение, которое не могут разрушить ни эмоциональные уговоры, ни изощренные доводы, ни даже очевидные факты. Ваша уверенность в себе вызывает восхищение и поднимает вас в глазах окружающих, но все-таки немного чуткости и отзывчивости в жизни не помешает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении необходимо отметить, что мы постарались решить поставленные задачи:

  • рассмотреть  понятие «манипуляция» и его сущность;
  • выявить технологии манипулятивного воздействия;
  • определить способы противостояния.

Итак, отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуется, его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего как объекта манипуляций.

Следующей отличительной  особенностью манипулятивного воздействия  является его тайный, скрытый для адресата характер. В связи, с чем выделяются два уровня воздействия: явный и скрытый.

Также для человека при организации защитных процедур по нейтрализации манипулятивного воздействия возникают ряд специфических задач. В условиях все большего увеличения информационного компонента в коммуникативных процессах происходит возрастание роли приемов манипулятивного воздействия, связанных с оперированием информацией.

Иными словами, процесс  манипулирования может быть растянут во времени и представлять многошаговую поэтапную процедуру оказания манипулятивного воздействия на человека. Он может быть относительно простым, включающим «одноактный» период общения с использованием одного или нескольких приемов манипулятивного воздействия, или структурно достаточно сложным, т.е. включать комплекс (систему) разнообразных манипулятивных приемов, действие которых направлено на различные психологические структуры личности и использование различных психологических механизмов с поэтапной реализацией этих приемов в определенные периоды времени и в различных ситуациях взаимодействия. Таким образом, сложная манипуляция имеет свои временную, пространственную и организационно-социальную структуры.

Сложные и устойчивые организационные формы тайного  принуждения человека, как уже  отмечалось, могут обозначаться самостоятельными понятиями, например, такими как политические игры, психологические операции, манипулятивные информационно-пропагандистские и информационно-рекламные кампании и т.д. В данном случае добавление определения «манипулятивный» позволяет при анализе отделить недобросовестную рекламу и пропаганду от общественно необходимых форм публичного доведения информации о важных и социально значимых проблемах, идеях, взглядах, товарах и т.п. (например, пропаганда здорового образа жизни, реклама новых технологий и технических новинок и т.д.).

Кроме этого, для обозначения  отдельных способов, их устойчивых сочетаний, условий и организации  их применения могут использоваться такие понятия, как манипулятивные приемы, манипулятивные техники, манипулятивные технологии и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- СПб., Нева, 1992. 296с.
  2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ. 1991. – 332с.
  3. Волков Е. Обманы вокруг нас // "Школьный психолог" N 05/2000. издательский дом "Первое сентября".
  4. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия//Психологический журнал, 1993. Т.14.  - N 4 – С. 32-43
  5. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1993. - N4 – С. 12-21
  6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – 396с.
  7. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993.N 4. с.5 - 9
  8. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995. – 220с.
  9. Ионин Л.Г. Технология социальная/Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990. – 679с.
  10. Карнеги Д. Как завоевать  друзей и оказывать влияние на людей. М. “Прогресс”, 1989.,  - 140с.
  11. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.
  12. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов /под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976. – 421с.
  13. Общая психология. /под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 316с.
  14. Политология: Энциклопедический словарь/Общ.ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов - М. 1993. – 415с.
  15. Психологический  словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1983г., - 175с.
  16. Психологические операции и противодействия им. Сборник. – М.: Бахра-м, 1993. – С. 135
  17. Психология. Словарь/под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. -  494с.
  18. Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Ред. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2001. – 751с.
  19. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций: - М.: Институт практической психологии, 1996. – 312с.
  20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 672 с.
  21. Уфаев К. Психологическое давление // Вечерний Петербург. - 7 августа. - 1996.
  22. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ. - М.: Мысль, 1980. – 432с.

 

 

1 Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ,1991. – С. 112

2 Там же, С. 117

3 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 32

4 Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993. - N 4. – С..5.

5 Там же, С.5

6 Психологические операции и противодействия им. Сборник. – М.: Бахра-м, 1993. – С. 132

7 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 32

8Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 58

 

9 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 32

10 Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Ред. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2001. – С.669

11 Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Ред. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2001. – С.671

12 Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993. - N 4. - С.7.

13 Психологические операции и противодействия им. Сборник. – М.: Бахра-м, 1993. – С. 135

14 Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Ред. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2001. – С.675

15 Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ, 1991. – С. 137

16 Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ, 1991. – С. 142

17 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 37

18 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 210

19 Уфаев К. Психологическое давление // Вечерний Петербург. 7 августа. 1996

           

20 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 68

21 Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996

22 Волков Е. Обманы вокруг нас // "Школьный психолог" N 05/2000. издательский дом "Первое сентября".


Информация о работе Современные технологии манипуляции и способы противостояния им