Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 07:05, реферат
Актуальность заключается в том, что как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости жизни конкретного человека – от его телесного существования до психологических основ. Личность проявляет себя как сознательный и активный субъект, как член обществ, оказывающий влияние на его развитие и, одновременно, являющийся объектом управления.
Введение
1. Понятие и сущность личности
2. Современные личностные теории
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность личности
2. Современные личностные теории
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность заключается в том, что как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости жизни конкретного человека – от его телесного существования до психологических основ. Личность проявляет себя как сознательный и активный субъект, как член обществ, оказывающий влияние на его развитие и, одновременно, являющийся объектом управления.
По мнению исследователей данного вопроса, Л. Хьелл и Д. Зиглер: «Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл.»
Цель реферата – охарактеризовать современные теории личности.
Предметом реферата является личность человека, а объектом изучения становятся личностные характеристики, факторы, определяющие сущность личности в современных личностных теориях.
Степень изучения: Проблема личности была и остается предметом пристального внимания ученых. Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми для изучения считаются теории личности трех главных школ:
1) психоанализа (3. Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Гарри Салливан, Эрих Фромм)
2) теория научения, или бихевиористская школа (к теоретикам которой относят И. П. Павлова, американских психологов Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера);
3) теория
роста, или гуманистическая
Задачи изучения:
- раскрыть понятие личности,
- охарактеризовать современные теории личности.
1. Понятие и сущность личности
Личность
– это самое главное в
Следует разделять такие понятия как «человек», «личность».
Человек
– это родовое понятие, указывающее
(с материалистической точки зрения)
на отнесенность существа к высшей
ступени развития живой природы
– к человеческому роду. Человек
– это специфическое, уникальное
единство биологического и социального.
Как существо биологическое, он подчиняется
биологическим и
Можно говорить о четырех аксиомах:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных;
3) личность
есть продукт исторического
4) личность
есть индивидуальная
Жизненный путь каждого человека, условия его развития и деятельности неповторимы. Поэтому каждый человек обладает уникальным набором психофизических особенностей, присущих только ему:
- психических состояний (активности или пассивности, вдохновения или апатии, мобильности или безволия);
- психических
свойств и качеств (
- психических образований (интеллект, нравственность, эстетика, воля, целеустремленность и др.).
Совокупность унаследованных и выработанных человеком психических и физических особенностей, которые отличают его от других людей, определяют его индивидуальность.
В целом, структура личности включает:
1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценности);
3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание).
Личность
– общественный индивид, объект и
субъект исторического
Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность, как понятие, к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. «Концептуальное значение личности многогранно – оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях» (Хьелл, Зиглер, Теории личности).
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.
Второй
необходимый критерий личности –
способность к сознательному
руководству собственным
Согласно
другому определению личность –
это совокупность выработанных привычек
и предпочтений, психический настрой
и тонус, социокультурный опыт и
приобретённые знания, набор психофизических
черт и особенностей человека, его
архетип, определяющие повседневное поведение
и связь с обществом и
При исследовании
развития личности для психологии исходным
является положение о том, что
личность развивается через системы
общественных отношений. Так называемые
средовые факторы, детерминирующие
социально-психологическое
Между тем влияние на поведение человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний и норм всегда личностно и психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений.
Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование.
Как справедливо отмечают те же Хьелл и Зиглер: «Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение».
В итоге, можно резюмировать, что понятие личности – это совокупность таких психологических качеств индивида как :
1. Отношение к чему бы то ни было.
2. Нормы поведения, взглядов.
3. Ценности.
2. Современные личностные теории
Проблема развития личности всегда стояла в центре внимания наук о человеке. Самые первые донаучные и более поздние натурфилософские концепции трактовали развитие личности как востребование и развитие врожденных качеств и свойств. Несмотря на то, что еще в античной психологии выдвигаются идеи о зависимости развития личности от образа жизни (Аристотель), тем не менее, очень долго развитие понималось как созревание, взросление.
В ХХ веке одно из лучших объяснений социальной сущности личности осуществлено в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского, согласно которой личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности.
Переход
из потенциального в актуальное происходит
благодаря взаимодействию природных
и социальных факторов в процессе
социализации, важнейшим механизмом
которой является интериоризация личностью
культурного опыта
Связь врожденных
задатков и развившихся способностей
неоднозначна и опосредована. Автор
теории деятельности А.Н. Леонтьев утверждал,
что задатки «чисто человеческих»
способностей не врожденны, а формируются
при жизни, и их природа связана
с так называемыми «
Биологические факторы лишь в том случае играют решающую роль в развитии (а точнее, в неразвитии) личности, когда существуют врожденные органические дефекты (чем больше патология, тем большее влияние). В этом случае, развитие может не выходить за рамки созревания. При отсутствии врожденных патологий на определенном этапе решающим становится формирование в условиях социальной среды. От него, в конечном счете, зависит, останется ли человек на уровне индивида (например, дети, выросшие вне общества), или сформируется как личность.
В то же
время, совершенно очевидно, что невозможно
все индивидуальные проявления личности
человека объяснить влиянием системы
общественных отношений, а тем более
нельзя вывести их из индивидных характеристик.
Понятий «индивид» и «личность»
оказывается недостаточно для описания,
например, высших способностей человека
и ярких проявлений его творческой
активности. Это ограничение можно
преодолеть, используя понятие «
Если личность – это социальная сущность человека, то она неминуемо несет на себе отпечаток общественной системы и является ее продуктом. Для личности одной из существенных потребностей является потребность выполнения общественного долга (социальных ожиданий). Именно поэтому в общественную машину тоталитарных режимов хорошо вписывались личности, но совершенно не вписывались индивидуальности, которых она безжалостно уничтожала.
Приоритет внутренних факторов в развитии индивидуальности часто рождает некорректные выводы о врожденности высших проявлений способностей – таланта и гениальности. Это мнение опровергается «надличностной» трактовкой индивидуальности, ибо двигатель развития индивидуальности не врожденный, а формируется как личностное образование. Культурно-историческое влияние на развитие личности опосредует влияние наследственных факторов. Самореализация личности всегда характеризуется ситуацией, когда личность становится субъектом собственного развития. Это хорошо подтверждается мнением Ф. Баррона, считающего способность проектировать себя главной функцией личности, осуществляемой посредством творчества.
Три уровня развития личности – созревание (развертывание по внутренней программе), формирование (интериоризация внешних влияний, ассимиляция, адаптация) и самореализация (экстериоризация, творческая деятельность, жизнетворчество), а также факторы и результат развития представляют собой гегелевскую триаду – отрицание отрицания.
Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.