Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:18, доклад
Среди индивидуальных особенностей человека, которые ярко характеризуют его поведение, заметное место принадлежит темпераменту.
Темперамент - это индивидуальная своеобразная природно обусловленная совокупность динамических и энергетических характеристик личности.
Среди всех индивидуальных особенностей личности темперамент - это наиболее устойчивое образование, так как он имеет генетическую основу, то есть индивидуальные особенности темперамента являются врожденными.
Понятие и структура темперамента
Свойства темперамента
Типологии темпераментов
Гуморальный подход
Психологический подход
Психосоматический подход
Физиологический подход
Нейрофизиологический подход
Современные теории темперамента
Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина
Теория формально-динамических свойств личности
Заключение
Список литературы
Позднее, уже в исследованиях
самого И. П. Павлова, обнаружились многие
факты, которые поставили под сомнение
эту схему. Исследования психофизиологов Б. М. Теплова
5. Нейрофизиологический подход. Определенный вклад в развитие учения о темпераменте внесли швейцарский психоаналитик К. Юнг и немецкий психолог Г. Айзенк. По характеру направленности личности К. Юнг выделил два психологических типа личности: экстравертивный, интровертивный. Людям экстравертивного типа свойственны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для людей интровертивного типахарактерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затруднения в социальной адаптации, некоторые затруднения речи.
Г. Айзенк к экстраверсии и интроверсии Юнга добавил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость (нейротизм).Нейротизм, по Г. Айзенку, характеризуется неустойчивостью эмоциональной сферы, резкими колебаниями настроений, непостоянством интересов и т. д.
На основе сочетания этих двух базисных черт личности образуются четыре типа темперамента, которые соответствуют классическим:
эмоционально устойчивый и экстравертивный - сангвиник;
эмоционально нестабильный и экстравертивный - холерик;
эмоционально нестабильный и интровертивный - меланхолик;
эмоционально устойчивый и интровертивный - флегматик.
Из анализа психологических
особенностей темпераментов можно
сделать вывод о том, что нет
``плохих'' или ``хороших'' типов темперамента.
Различия по темпераменту - это, прежде
всего, различия, обусловленные своеобразием
проявлений психики в тех или
иных ситуациях. Особенность темперамента
определяет пути и способы деятельности,
но не качество ее осуществления. Для
профессионального отбора, без сомнения,
эти особенности следует
1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента.
Фундаментальными
реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;
активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.
Основные положения теории Я. Стреляу:
Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).
Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих.
Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления.
Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.
Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.
2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина
В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.
В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:
1) эмоциональная возбудимость;
2) возбудимость внимания;
3) сила эмоций;
4) тревожность;
5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
6) активность волевой,
7) пластичность - ригидность;
8) резистентность (сопротивляемость);
9) субъективация (пристрастность).
Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация - свойства характера.
3. Теория формально-динамических свойств личности
Специальную теорию индивидуальности,
объясняющую формально-
Характеристика темперамента:
1) темперамент отражает
2) характеризует индивидуально-
3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
4) может проявляться уже в детстве;
5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;
6) высоко коррелирует со
7) передается по наследству.
В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:
эргичность (выносливость),
пластичность,
скорость,
эмоциональность (
В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:
1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.
2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.
3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.
4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.
5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.
7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.
8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.
На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ).
Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.
Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.
Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.
Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями.
Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей.