Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:08, реферат
Проблема взаимоотношений друг с другом интересовала людей с древних времен. Люди пытались понять, почему они такие разные. Разобраться в себе. Одним из первых, кто попытался как-то классифицировать людей по типам и объяснить их поведение в зависимости от этого типа, был Гиппократ. Уже тогда (и еще раньше) человечество задумывалось о причинах ссор и разногласий. А в последнее время изучение темперамента и его свойств, стало еще более популярным среди людей всех возрастов.
Введение………………………………………………………………………………………………………………стр.2
Понятие «темперамент»……………………………………………………………………………………..стр.3
Типы темперамента и их характеристика…………………………………………………………..стр.3
Теории темперамента………………………………………………………………………………………...стр.6
Гуморальные теории………………………………………………………………………………………….стр.6
Морфологические теории…………………………………………………………………………………..стр.7
Типологическая модель Э. Кречмера………………………………………………………………..стр.7
Типы строения тела…………………………………………………………………………………………….стр.7
Астенический тип………………………………………………………………………………………………стр.8
Атлетический тип………………………………………………………………………………………………стр.9
Пикнический тип……………………………………………………………………………………………….стр.10
Распределение типов строения тела по группам: циркулярной и шизофренической………………………………………………………………………………………………стр.11
Циклоидные темпераменты……………………………………………………………………………...стр.12
Шизоидные темпераменты………………………………………………………………………………..стр.12
Циклотимические и шизотимические средние люди……………………………………………стр.12
Факторные теории темперамента……………………………………………………………………..стр.13
Нейродинамические теории……………………………………………………………………………..стр.15
Исследования В.Д. Небылицына……………………………………………………………………….стр.16
Регулятивная концепция темперамента Я. Стреляу…………………………………………стр.17
Сравнительный анализ теорий темперамента………………………………………………...стр.18
Заключение…………………………………………………………………………………………………………стр.20
Список литературы………………………………………………
Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы - единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.
Павлов также охарактеризовал эти типы темперамента, во многом они схожи с характеристикой Канта.
Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при определенных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Еще раз подчеркнем, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.
Типам ВНД соответствуют определенные типы конституции:
ТИП ВНД |
ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ |
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА | |||
по Павлову |
по Кречмеру |
по Шелдону |
по Шелдону |
по Кречмеру |
по Канту |
сильный уравновешенный подвижный |
атлетик |
мезоморф |
соматотоник |
шизотимик |
сангвиник |
сильный неуравновешенный |
астеник |
эктоморф |
Церебротоник |
шизотимик |
холерик |
сильный уравновешенный инертный |
пикник |
эндоморф |
Висцеротоник |
циклотимик |
флегматик |
слабый неуравновешенный подвижность любая |
астеник |
эктоморф |
Цереброто-ник |
циклотимик |
меланхолик |
Активность, моторика и эмоциональность как ведущие компоненты темперамента
VIII.Исследования В.Д. Небылицына
Исследования В.Д. Небылицына показали наличие трёх главных, ведущих компонентов темперамента – общей активности индивида, его моторики и эмоциональности. Каждый из компонентов «обладает весьма сложным многомерным строением и развитой формой психических проявлений».
1. Общая активность индивида. Занимает центральное место в характеристике темперамента и выступает в следующих формах:
Проявляется активность
в тенденции личности к
Противоположностью активности является пассивность поведения. Пассивность поведения понимается как отсутствие активности или значительное её снижение.
Реактивность – уровень
интенсивности реакции как
2. Двигательный (моторный) компонент темперамента (быстрота, сила, ритм, амплитуда мышечных движений, а также речевая моторика) легче других подаётся наблюдению и оценке, и поэтому, как отмечает В.Д. Небылицын, может служить основой для суждения о темпераменте их носителя. Скоростные характеристики реакций и движений также лежат в широком диапозоне: от резкого и стремительного нарастания до замедлительного темпа и затухания движений.
3. Эмоциональность образует комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные характеристики эмоциональности : впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям. Импульсивность означает быстроту, с которой эмоции становятся побудительной силой для поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоциональная лабильность, это скорость с которой эмоциональное состояние прекращается или происходит смена одного состояния другим.
IX.Регулятивная концепция темперамента
Я. Стреляу
Близка к взглядам на темперамент
российских психологов регуляторная теория
темперамента польского психолога
Яна Стреляу (1982, и др. работы). В
ней он попытался синтезировать
подходы школ И. П. Павлова, Б. М. Теплова
и В. С. Мерлина, а также концепцию
Д. Хебба (D. Hebb, 1955) об оптимальном уровне
возбуждения и регуляции
Я. Стреляу понимает темперамент
как совокупность стабильных свойств,
определяемых особенностями врожденных
нервных и эндокринных
Основные положения теории Я. Стреляу
Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.
X.Сравнительный анализ теорий темперамента
Изучение типов связано
в первую очередь с задачей
прогностичности поведения в
медицине и педагогике (при воспитании
и обучении). И здесь, впрочем, так
же как и в науке, любому исследователю
приходится сталкиваться с парадоксом
«отрицания очевидного». Отнесение
человека к типу, с одной стороны,
помогает лучше понять его особенности.
Но, с другой стороны, такое «приклеивание
ярлыков» может - и это часто случается
- стереотипизировать, сужать представления
о возможном поведенческом
Итак, вспомним, что долгое время господствовало мнение, восходящее к типологии Гиппократа - Галена, согласно которому свойства темперамента определяются, прежде всего, деятельностью эндокринной системы. То есть у психологов, связывающих черты темперамента с деятельностью эндокринной системы, есть определенные основания. Однако оказывается, что не меньшие основания есть и у тех исследователей, которые связывают свойства темперамента с деятельностью автономной нервной системы. Некоторые авторы указывают на то, что в зависимости от специфического и характерного для отдельных индивидов действия симпатической и парасимпатической систем по-разному формируются свойства темперамента. У людей с преобладанием симпатической системы наблюдается большая реактивность, возбудимость и изменчивость поведения, тогда как индивидам с преобладанием парасимпатической системы свойственно поведение, типичное для флегматика.
Накопленные факты в учении
о темпераменте указывают на стойкую
привязанность тех или иных теорий
к конечному числу
Наиболее распространенные
в психологии теории типов темперамента
подвергались острой критике не только
потому, что авторы большинства из
них, основываясь на конституциональной
концепции, стремились отыскать непосредственные
и упрощенные связи между телосложением
и типом темперамента. Как явствует
из выдвинутых типологий, психические
характеристики можно «разложить по
полочкам» или разделить по четко
различающимся группам. Однако известно,
что почти все наблюдаемые
в природе явления