Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:33, научная работа
Лекция по психологии. Цель: оказание помощи родителям в общении с подростком.
Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.
Каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике. (См. приложение 2.)
7. Анализ анкет учащихся
Ведущий проводит анкетирование подростков, с родителями которых предполагается провести родительское собрание (приложение 3).
Ведущий. В подростковом возрасте большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в доверительном общении со взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают. Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Для них главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Подростки, как правило, любят своих родителей любыми. Например, на вопрос анкеты: «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши родители?» — положительно ответили … человек из … Отвечая на вопрос: «Чье внимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» — большинство детей поставили на первое место (маму, папу).
Ведущий совместно с родителями обсуждает ответы детей. Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы.
8. Упражнение «Я-высказывания»
Ведущий. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я-мысли» (я хочу есть, я люблю это делать и т.д.). Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «Я-высказывания» в разговоре превращаются в «Ты-высказывания», то есть вместо «я чувствую, что со мной поступают несправедливо», мы говорим партнеру «ты — плохой». С помощью «Ты-высказывания» ответственность мы перекладываем на собеседника. Неумение превратить «Ты-высказывание» в «Я-высказывание» часто является одной из причин создания барьеров в общении.
Далее родителям предлагается потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «Я-высказывания». (См. приложение 4.)
9. Обсуждение правил общения с подростком
Ведущий раздает каждому родителю бланк «Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками». Родители должны ознакомиться с ними, обсудить волнующие их моменты. (См. приложение 5.)
10. Обратная связь
Ведущий благодарит за работу всех присутствующих и просит закончить фразы:
— Теперь я знаю…
— В вопросах общения с ребенком я буду…
— Мне больше всего запомнилось…
— Я нашел ответ на…
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«Портрет современного подростка»
Слишком говорлив
Чрезмерно подвижен
Имеет высокие требования к себе
Не понимает чувств и переживаний других людей
Ощущает себя отверженным
Любит ритуалы
Имеет низкую самооценку
Часто ругается со взрослыми
Создает конфликтные ситуации
Чрезмерно подозрителен
Постоянно контролирует свое поведение
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
Сваливает вину на других
Беспокоен в движениях
Часто спорит со взрослыми
Суетлив
Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
Любит заниматься головоломками, мозаиками
Часто теряет контроль над собой
Отказывается выполнять просьбы
Импульсивен
Часто дерется
Имеет отсутствующий взгляд
Часто предчувствует «плохое»
Самокритичен
Не может адекватно оценить свое поведение
Увлекается коллекционированием
Имеет плохую координацию движений
Опасается вступать в новую деятельность
Часто специально раздражает взрослых
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
Робко здоровается
Мало и беспокойно спит
Говорит о себе во втором и третьем лице
Толкает, ломает, рушит все кругом
Чувствует себя беспомощным
Приложение 2
Способы выражения (выплескивания) гнева
Громко спеть любимую песню
Метать дротики в мишень
Попрыгать через скакалку
Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции
Подраться с братом или с сестрой
Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
Пускать мыльные пузыри
Устроить бой с боксерской грушей
Полить цветы
Забить несколько гвоздей в мягкое бревно
Погоняться за кошкой (собакой)
Пробежать несколько кругов вокруг дома
Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
Постирать белье
Отжаться от пола максимальное количество раз
Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»
Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить
Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем «зачирикать» его
Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее
Приложение 3
Анкета для старшеклассников
Ф.И.__________________________
Класс_________________________
1. Ощущаешь ли ты потребность
в общении со взрослыми? ______________________________
2. Чувствовал(а) ли ты когда-
что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями,
чем с родителями?
______________________________
3. Чье внимание для тебя важнее
всего независимо от того,
как фактически понимает тебя этот человек?
______________________________
4. С кем бы ты стал советоваться
в сложной житейской ситуации?
______________________________
5. Хотел(а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?
______________________________
Приложение 4
«Ты — высказывание» |
«Я — высказывание» |
Почему все должна делать я? (обида) |
Мне нужна твоя помощь… (без обиды) |
Ты выполнил свои домашние задания? |
|
Когда ты перестанешь поздно приходить домой? |
|
Где ты был? |
|
Тебе все равно, что я думаю |
Приложение 5
Основные правила,
которые необходимо учитывать родителям
при взаимодействии с подростком
Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
О наказаниях. От недоразумений никто
не застрахован, и настанет момент,
когда вам нужно будет
Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
ЛИТЕРАТУРА
Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста / Пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998.
Подростковый конфликт / Авт.-сост. С.Г. Кожарская. — Минск: Красико-Принт, 2006.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. — М.: Школьная пресса, 2003.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2000.