Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:50, реферат
Одна из проблем работы с персоналом в организации - трудовая адаптация вновь принятых сотрудников. Особенно остро эта проблема стоит в лечебно-профилактических учреждениях бюджетной сферы. В современных условиях, когда все активнее развивается коммерческая медицина, в государственные медицинские учреждения выпускники чаще всего устраиваются, чтобы получить стаж работы по специальности. Что может предложить бюджетное ЛПУ молодым кадрам? Многое, но конкурентоспособная заработная плата в этот перечень, как правило, не входит. "Костяк" персонала обычно составляют люди среднего возраста и старше. Да, конечно, они меньше внимания обращают на уровень зарплаты, но тем более значимы для них условия работы и внутренний психологический климат в коллективе.
СОЗДАНИЕ
СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ
В БЮДЖЕТНОМ МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Одна из проблем работы
с персоналом в организации - трудовая
адаптация вновь принятых сотрудников.
Особенно остро эта проблема стоит
в лечебно-профилактических учреждениях
бюджетной сферы. В современных условиях,
когда все активнее развивается коммерческая
медицина, в государственные медицинские
учреждения выпускники чаще всего устраиваются,
чтобы получить стаж работы по специальности.
Что может предложить бюджетное ЛПУ молодым
кадрам? Многое, но конкурентоспособная
заработная плата в этот перечень, как
правило, не входит. "Костяк" персонала
обычно составляют люди среднего возраста
и старше. Да, конечно, они меньше внимания
обращают на уровень зарплаты, но тем более
значимы для них условия работы и внутренний
психологический климат в коллективе.
Можно с уверенностью сказать, что и для
специалистов с опытом работы период адаптации
является определяющим. Именно от успешности
адаптации во многом зависит продолжительность
и эффективность деятельности нового
сотрудника вне зависимости от его профессионального
стажа. Как же управлять процессом адаптации
медицинского работника? За счет каких
ресурсов? И кто должен заниматься решением
проблем, возникающих при адаптации?
Виды трудовой адаптации
Правильный подбор специалистов - необходимое
условие успешного управления работой
организации. Но найти человека, соответствующего
вакансии по своим знаниям и навыкам, опыту,
свойствам личности, - это только полдела.
Новый сотрудник должен освоиться, принять
правила, диктуемые режимом труда, спецификой
организации, сложившимися в ней традициями
и межличностными связями. Именно в начальный
период закладывается отношение новичка
и к коллективу, и к организации, формируется
мотивация труда на новом месте. И, если
этот процесс не будет успешным, усилия,
затраченные на подбор специалиста, пропадут
зря.
Адаптация на новом месте работы - это
сложный процесс взаимного приспособления
человека и организации. Различают следующие
виды адаптации:
- психофизиологическая - привыкание к
режиму, условиям труда (освещенность,
рабочее место и т.д.);
- психологическая - знакомство и построение взаимоотношений
с коллективом и т.д.;
- профессиональная - освоение должностных
обязанностей и технологии работы;
- ценностная - освоение и принятие ценностей
компании, корпоративной культуры.
Также адаптацию делят на первичную (молодого
специалиста без стажа) и вторичную (сотрудника,
имеющего за плечами определенный опыт
работы).
Надо заметить, что в государственных
медицинских учреждениях сложному и многогранному
процессу адаптации не уделяется большого
внимания. Хотя государственные организации
в целом имеют богатейший опыт наставничества
как формы работы по адаптации молодых
специалистов, но он практически никогда
не применяется при вторичной адаптации.
Сегодня этот опыт используется крайне
редко. Причина - в излишней формализованности
деятельности медицинских учреждений.
В сложившейся ситуации нет возможности
ввести новую форму работы с персоналом
принятием административного решения
(приказом соответствующего министерства,
например). Если эффективность труда определяется
количеством и полнотой заполнения отчетных
бланков - любое перспективное начинание
теряется в ворохе бумаг.
Добавим, что на данный момент в обычных
больницах и поликлиниках адаптация вновь
пришедших "пущена на самотек", в
частности потому, что в обязанности сотрудников
отделов кадров в бюджетном здравоохранении
входит только документальное оформление
трудовых отношений. Управление персоналом
в целом входит в сферу полномочий главного
врача и заведующих отделений, а эти руководители
сосредоточены непосредственно на лечебной
работе. К сожалению, у нас еще не сложилась
школа профессиональных администраторов
медицинских учреждений, вернее, сейчас
идет процесс ее становления.
Таким образом, необходимость организации
управления адаптацией медицинских работников
нужно в первую очередь обосновать.
Для чего необходима адаптация?
Обратимся к целям трудовой адаптации
как таковой.
Относительно самого сотрудника это:
- максимально быстрое достижение требуемых
результатов;
- привыкание к коллективу, организации;
- освоение основных требований корпоративной
культуры и правил поведения;
- снижение тревожности и неуверенности;
- развитие позитивного отношения к обязанностям,
удовлетворенности работой, ознакомление
с реальными перспективами.
С другой стороны, создание системы адаптации
позволяет организации достичь следующих
целей:
- уменьшение стартовых издержек предприятия;
- сокращение текучести кадров;
- экономия времени непосредственного
руководителя и сослуживцев.
Современное медицинское учреждение,
как правило, представляет собою крупный
комплекс различных структурных подразделений,
имеющих целую систему взаимосвязей. На
изучение внутренней жизни больницы или
поликлиники уходит драгоценное время.
Новичку сложно разобраться в ней самостоятельно.
Постигая все на собственном опыте, он
"набивает шишки", совершая ошибки.
Надо ли говорить о том, как велика может
быть цена ошибки в медицине? В результате
работу новичка приходится контролировать
очень долго, отвлекая на это опытных специалистов.
Особое значение приобретает хорошо продуманная
система адаптации персонала медицинского
учреждения в связи с тем, что она способна
снизить текучесть кадров. Не секрет, что
уровень заработной платы в здравоохранении
до сих пор недостаточен для квалифицированных
специалистов. В таком случае надо использовать
любую возможность для их мотивирования
на работу именно в вашей больнице или
поликлинике. Молодой специалист, основной
целью которого, скорее всего, является
получение практического опыта, стажа,
во время адаптации должен убедиться в
том, что именно здесь он получит возможность
для профессионального роста, причем как
администрация, так и коллектив в целом
готовы ему способствовать и приветствуют
его профессиональные амбиции. При вторичной
адаптации сотрудник заинтересован в
улучшенных условиях работы, стабильности,
понятном процессе профессиональных коммуникаций,
прозрачной системе материальных поощрений
и перспективах карьерного роста. Именно
на удовлетворение этих его потребностей
и должна быть направлена система вторичной
адаптации.
Надо заметить, что в период адаптации
новый сотрудник особенно восприимчив
к внутренним ценностям, принципам коллектива.
И если руководитель медицинского учреждения
ставит перед собой амбициозные задачи,
то начать нужно именно с работы с персоналом.
А эту работу - с формирования системы
управления адаптацией. Для бюджетного
медицинского учреждения такая система
- это возможность начать формирование
крепкого коллектива единомышленников,
используя внутренние резервы, при минимуме
затрат. Возможность снизить текучесть
кадров, поднять уровень обслуживания
пациентов, сформировать схему трудовых
отношений, нацеленную на эффективную
работу и профессиональный рост.
Кому поручить создание
системы адаптирования персонала?
Итак, решение о построении системы адаптации
принято. Кто же будет заниматься этой
работой? Или, скорее, кому добавить хлопот
- ведь время руководящего состава и так
расписано по минутам. Инициатива должна
исходить от главного врача больницы,
который должен сформировать у руководителей
среднего звена понимание, что формирование
системы адаптации (кроме других очевидных
плюсов) позволит сэкономить то самое
драгоценное время.
Как нам кажется, основная методическая
часть работы и контроль эффективности
этих мероприятий все-таки должны быть
поручены кадровикам. Для сотрудников
отдела кадров лечебно-профилактического
учреждения деятельность по созданию
системы адаптации - замечательная возможность
повысить статус своего отдела и уровень
значимости в управлении медицинским
персоналом. Несомненно, огромную помощь
им окажут профессиональные психологи
больницы или поликлиники.
Основной объем работы по внедрению системы
в любом случае ляжет на плечи руководителей
среднего звена - заведующих отделениями
и старших медицинских сестер. По нашему
мнению, их заинтересованность в этом
проекте самая прямая. Ведь основа успеха
любого руководителя - сплоченный и мотивированный
коллектив. Кроме того, управление адаптацией
новых сотрудников позволит планировать,
а при необходимости своевременно корректировать
профессиональный рост персонала.
Практические рекомендации
по построению системы адаптации
Конкретное содержательное наполнение
мероприятий по адаптации персонала можно
сформировать, только зная специфику данного
учреждения и коллектива. Именно поэтому
так много зависит от непосредственных
руководителей медицинского учреждения.
Постараемся дать основную схему.
Процесс адаптации начинается задолго
до первого рабочего дня специалиста.
Собственно, подбор персонала должен плавно
перетекать в систему адаптационных мероприятий,
а та, в свою очередь, в систему оценки
и развития кадров. Специалист отдела
кадров еще при знакомстве должен выявить
основные личностные мотивирующие факторы
кандидата и сделать презентацию (иначе
и не скажешь) медицинского учреждения
с учетом этого.
Начинать, как правило, лучше с истории
организации, с рассказа о замечательных
людях, которые здесь работали и работают.
Первое разъяснение предстоящих обязанностей
должно содержать как формальные моменты
(график работы, систему подчиненности,
порядок выплаты заработной платы, систему
мер поощрения и социальных льгот и т.д.),
так и моменты, касающиеся традиций и устоев
коллектива. В идеале нужно рассказать
о миссии если уж не конкретного учреждения
(немногие бюджетные учреждения могут
похвастаться разработками в этой области),
то по крайней мере здравоохранения в
целом. Не стоит считать, что это банально.
Именно базовые понятия могут обоснованно
лечь в фундамент взаимоотношений внутри
коллектива больницы, стать основой чувства
корпоративной общности и гордости за
свою профессию.
Второй этап - знакомство нового сотрудника с непосредственным
руководителем и коллективом отделения,
в котором ему предстоит трудиться. Специалист
должен получить информацию о структуре
учреждения и территориальном размещении
его подразделений. Отлично, если эти сведения
оформлены в виде отдельной брошюры, выдаваемой
на руки для последующего ознакомления.
Она должна содержать схему учреждения,
имена и рабочие (внутренние) телефоны
руководителей служб и отделений, их графики
работы. Также до сведения новичка должен
быть доведен перечень его задач в предстоящие
дни.
Отдельно нужно раскрыть понятие наставничества.
Оно вызывает у многих ассоциации с советским
периодом, но эффективнее закрепления
молодого специалиста за опытным сотрудником
ничего не придумаешь. В идеале хорошая
работа наставника должна поощряться
материально. Но даже если такой возможности
нет, как минимум требуется признание
его заслуг в масштабах всего учреждения.
При вторичной адаптации прикрепленность
к наставнику также имеет значение (но
в таком случае лучше использовать термин
"куратор"). Новому сотруднику комфортнее
обратиться со своими вопросам к коллеге,
стоящему на одной с ним ступени карьерной
лестницы, нежели "дергать по пустякам"
руководство. Хотя здесь большую роль
играют индивидуальные особенности человека.
Непосредственный руководитель лично
или через наставника (куратора) предоставляет
новому сотруднику следующую информацию:
- функции подразделения: цели и приоритеты,
организация и структура; направления
деятельности; связь с другими службами;
взаимоотношения внутри отдела;
- должностные обязанности и ответственность:
описание технологии, процессов и медицинских
манипуляций, ожидаемых результатов; разъяснение
важности данной позиции, ее соотношение
с другими в подразделении и на предприятии
в целом; нормативы качества выполненной
работы; продолжительность и распорядок
дня;
- правила: процедуры, характерные для
конкретного вида работы или данного подразделения;
порядок действий в случае аварий; отношения
с сотрудниками из других отделов; поведение
на рабочем месте; контроль нарушений;
- организация отдыха, приема пищи, перерывов,
перекуров; возможность личных телефонных
разговоров; использование оборудования;
виды помощи, в каких случаях она может
быть оказана;
- система внутреннего медицинского документооборота,
требования, предъявляемые к отчетности;
список документов, с которыми новичку
необходимо ознакомиться в первую очередь;
- особенности и порядок работы с пациентами,
требования к конфиденциальности используемой
в работе информации.
Несомненно, при адаптации сотрудника
необходима обратная связь, поэтому нужно
запланировать периодические (примерно
раз в неделю) беседы с новичком. В принципе,
не важно, кто будет их проводить - кадровик,
непосредственный руководитель или куратор.
Видимо, тот сотрудник, у которого сложился
более тесный (и желательно неформальный)
контакт с новым специалистом. В любом
случае, основная задача этих бесед - получение
информации следующего характера:
- удовлетворен ли новый сотрудник содержанием
и условиями выполнения работы, своим
статусом, оплатой труда, перспективами,
возможностями для реализации своего
потенциала;
- сохраняется ли у него интерес к профессии,
стремится ли он к профессиональному росту,
соответствуют ли его возможностям сложность
и ответственность выполняемых им задач;
- насколько комфортны для него взаимоотношения
в коллективе, дает ли работа ощущение уверенности в своих
силах, считает ли он справедливым оценку
его работы со стороны сослуживцев и руководства;
- приемлем ли для него уровень психологического
напряжения и физической усталости во
время работы, не испытывает ли он воздействия
каких-либо стрессогенных факторов.
Своевременное получение информации о
проблемах в процессе адаптации поможет
сгладить затруднения и в итоге сохранить
специалиста для учреждения, сформирует
у него чувство защищенности и удовлетворенности
своей работой, заложит основы для последующего
профессионального и карьерного роста.
Завершающим этапом этого пути является
оценка успешности адаптации нового сотрудника.
Как правило, она дается по окончании испытательного
срока. В обсуждении этого вопроса должны
принять участие сотрудник отдела кадров,
наставник (куратор), непосредственный
руководитель. Само обсуждение можно провести
заочно, без присутствия новичка, чтобы
избежать негативных психологических
переживаний. Но с выводами он должен быть
ознакомлен в обязательном порядке. При
этом оценивается его первый опыт работы:
нужно раскрыть имеющиеся недостатки,
остановиться на способах их устранения,
а также подробно рассмотреть сильные
стороны и достижения молодого специалиста.
Цель этой беседы - формирование у новичка
ощущения важности его работы, заинтересованности
коллектива в его успехах, поддержки его
усилий.
В качестве заключения
Иногда приходится столкнуться с бытующим
в медицинской среде представлением о
работе в бюджетных лечебно-профилактических
учреждениях как о деле неблагодарном,
тяжелом и совершенно недооцениваемом
государством и обществом в целом. В двух
словах эта мысль высказывается в следующей
форме: "В медицине нет мотивации!".
К прискорбию, с ней можно было бы согласиться.
Но! Неужели все сотрудники наших больниц
и поликлиник трудятся там лишь потому,
что не могут найти другой работы? Неужели
мы не знаем примеров высокопрофессионального
отношения врачей и медсестер к своему
любимому делу? Неужели все так мрачно
и беспросветно?!
Очень многое зависит не столько от государства,
сколько от руководителя. Да, управление
бюджетным медицинским учреждением - это
сложнейшая организационная задача. Да,
главный врач как никакой другой управленец
ограничен в ресурсах, а зачастую и в свободе
принятия административных решений. И
рынок труда становится все более прихотливым.
С тем большим вниманием грамотный руководитель
должен отнестись к любой возможности
формирования и сохранения коллектива,
способного успешно работать в столь непростых
условиях. Построение системы управления
адаптацией персонала - одна из таких возможностей.
Информация о работе Создание системы адаптации в бюджетном медицинском учреждение