Сознание - форма обобщенного отражения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Файлы: 1 файл

сознательное.docx

— 23.68 Кб (Скачать файл)

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

 

Выделяют  следующие свойства сознания:

-построение отношений,

-познание,

-переживание.

Отсюда непосредственно  следует включение мышления и  эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

 

Сознание возможно лишь в  условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием  в процессе труда.

Выделяют  два слоя сознания (В. П. Зинченко).

1. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: -биодинамические свойства движений, опыт действий; -чувственные образы.

2. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: - значение; - смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

 

Сознание рождается и  присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

 Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания:

1) отражательная, 

2) порождающая(творчески-креативная),

3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция,  характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать:

1) отражение мира,

2) мышление о нем, 

3) способы регуляции человеком  своего поведения, 

4) сами процессы рефлексии 

5) свое личное сознание.

Функция организации  сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

 

Сознание структурно организовано и представляет собой целостную  систему, состоящую из множества  компонентов.

В современной философии  в структуре индивидуального  сознания принято выделять четыре основных компонента:

1) телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);

2) чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);

3) логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);

4) ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

 

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство  личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей  единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность  таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

 Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию  своей индивидуальности возникает  особая функция — защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим  собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных  состояниях.

 

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность,  общение,  самосознание.

 

В современной науке существуют различные  точки зрения на генезис самосознания: 1.Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

2.Существует и противоположная точка зрения (Л. Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

3.Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловлено.

 

Критерии  самосознания:

1) выделение себя из  среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической  среды, социальной среды);

2) осознание своей активности  — «Я, управляю собой»;

3) осознание себя «через  другого» («То, что я вижу в  других, это может быть и мое  качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание  своего внутреннего опыта.

 

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и  отдаленных целей, мотивов своего  «Я» («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных  и желаемых качеств («Реальное  Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные  представления о себе («Я как  наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное  представление о себе. Таким образом,  самосознание включает в себя:

• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

 

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

1) в непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

2) в целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

4)  целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

 

 

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может  рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после  достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как  и при осознанном управлении. Фрейд  показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать  психологические трудности адаптации  и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его  словами — вербализовать.

 Выделяют:

1) подсознательное — те  представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас  из сознания, но могут потом  прийти в сознание;

2) собственно бессознательное  — такое психическое, которое  ни при каких обстоятельствах  не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

 

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

 

В структуру бессознательного психического входит широкий круг явлений:

- Субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия.

- Интероцептивные ощущения, которые не осознаются в норме, когда человек здоров и начинают осознаваться только при нарушениях состояния здоровья.

- Автоматизмы и навыки, которые вырабатываются в течение жизни (например, автоматизм речи, ходьбы, навык письма, рабочие навыки). Сознательная деятельность может выполняться лишь тогда, когда большинство ее элементов автоматизировано. Мы можем следить за смыслом речи и письма, только если их механизм автоматизирован.

- Импульсивные действия - действия, совершаемые безотчетно, без контроля сознания. Часто такие действия человек совершает в состоянии аффекта.

- Информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания находится только небольшая ее доля. Формы бессознательной переработки информации, в частности, интуиция.

- Установка как целостное состояние человека, выражающее динамическую направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

-  Психические явления, возникающие во сне. Сон - это не состояние отдыха мозга, а его деятельностное состояние. «Необходимость отвлечения от сигналов внешнего мира (именно это и составляет сущность сна) связана с особенностями организации переработки информации, с заполнением информационной емкости кратковременной памяти, с необходимостью рассортировки информации в долговременную память, в текущую программу деятельности, для уничтожения ненужного». То есть сон, как активное состояние мозга, характеризуется психической деятельностью, которая не осознается человеком.

 


Информация о работе Сознание - форма обобщенного отражения