Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 12:44, реферат
В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Я приведу одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин (12, 25): «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция памяти, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном субъективном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
1. Понятие – «сознание»………………………………..……………….................... 3
2. Сознание в истории……………………………………………………………...... 5
3. Структура сознания………………………………………………………………. 8
Список литературы……………………………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
(РГТЭУ)
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Психология
и педагогика»
на тему:
«Сознание
- высшая ступень развития
психики»
Москва 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1.
Понятие – «сознание»………………………………..………………
2.
Сознание в истории……………………………………………………………
3.
Структура сознания………………………………
Список литературы…………………………………
На вопрос «Что такое сознание?» – вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Я приведу одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин (12, 25): «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция памяти, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном субъективном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:
Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. «Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание» – как отметил А. В. петровский – «Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием».
Сознание и в наши дни
Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии, С. А. Рубенштейн связывал это марксизмом, что было более ограничено по сравнению с психоанализом и реактологией. На передний план выступила реактология со своим пренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ со своим акцентом на изучение подсознание и бессознательного. Проблемами сознания лишь частично продолжали заниматься П. А. Флоренский и Г. Г. Шпет, результаты разработок которых в то время, к сожалению, не оказали заметного влияния на развитие психологии. В середине 20-х гг. появились еще две фигуры: М. М. Бахтин и Л. С. Выготский, целью которых было понимание природы сознания, связи с языком, словом и т.д. Для них марксизм был одним из методов понимания и объяснения проблемы. В 30-е гг. вновь наступил перелом, остановка исследования сознания, а также и бессознательного: Л. С. Выготский скончался. М. М. Бахтин вынужденно был сослан и не имел возможности работать, П. А. Флорентский и Г. Г. Шпет погибли в лагерях, а З. Фрейд в стране был запрещен. Изучение сознания ограничилось такими нейтральными темами, как исторические корни возникновения сознания и его онтогенез в детском возрасте. Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Винченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. А. Рубенштейна, а затем и А. Н. Леонтьева.
В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. А. Рубенштейна (1957 г., 1959 г.), Е. В. Шорохова (1961 г.), А. Н. Леонтьева (1975 г.). Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.
В
современной западной философии
и психологии отсутствует какая-либо
общая концепция сознания и понимание
его природы является весьма противоречивым.
Одни видят в сознании чисто логическую
конструкцию, своего рода абстракцию от
множества состояний субъекта, другие
– свойства индивидуальности, третьи
– дополнительный внутренний аспект человеческой
активности, для которой активность мозга
и тела есть дополнительный внешний аспект.
В подходе к проблеме сознания все еще
сильны интроспективные тенденции, в силу
которых многие продолжают считать, что
главный признак сознания – это субъективные
переживания, внутренняя данность субъекту
его психических состояний, памяти. В связи
с этим в западной психологии далеко не
всегда проводится различие между понятиями
психики и сознания. Начиная с Декарта,
сознание употреблялось как синоним психического.
В частности, до сих пор при обсуждении
вопроса о наличии сознания у животных,
понятие сознания часто выступает как
тождественное понятию психики и означает
наличие субъективных образов и переживаний.
Наряду с длительным господством этой
трактовки, по-видимому, начиная с Лейбница,
начинается и получает развитие другая
точка зрения, согласно которой сознание
составляет только часть, причем внешнюю,
психических процессов. Необходимым условием
сознания является активное селективное
внимание, избирательно направленное
в сторону определенных явлений внутреннего
(память) и внешнего мира (образы восприятия).
Из
структуры должны быть выводимы важнейшие
функции и свойства. Переведем
этот принцип на рассматриваемый
вопрос. Обратимся к структуре
сознания. Одно из первых представлений
о структуре сознания ввел З. Фрейд.
Его иерархическая структура
выглядит следующим образом: подсознание-сознание-
Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.
Смысл
– субъективное понимание и отношение
к ситуации, информации. Непонимание
связано с трудностями
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в определенной ситуации поведения необходима актуализация в памяти нужного образа и двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться в субъективный образ мира. На рефлективном слое происходит соотношение мира идей, понятий, житейских и научных знаний со значением, и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом.
Биодинамическая
ткань и значение доступны постороннему
наблюдателю и некоторым формам
регистрации и анализа. Чувственная
ткань и смысл лишь частично доступны
самонаблюдению. Посторонний наблюдатель
может делать о них заключения на основе
косвенных данных, таких, как поведение,
продукты деятельности, поступки, отчеты
о самонаблюдении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Сознание - высшая ступень развития психики