Сознание человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.
При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Но  всякое индивидуальное сознание возникает  не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей  особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная  психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.

Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.

Сознание  может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные  конструкции, представления, которым  нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие попытки определить Сознание

Сознание — это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление. Не будет тела — останется Сознание.

Сознание — понимание. Осознать — понять. Без сознания — без понимания. СамоСознание — понимание себя.

Сознание — способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)

Сознание — с т. з. материального мира — мера проявления Я в мире

 

Сознание — высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения

Сознание — состояние человека в здравом уме

Сознание — способность адекватно отражать явления действительности

Сознание — свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание — способность к рефлексии

Сознание — центр обработки информации и принятия решений (психософия)

Сознание — субъективное соответствие активной, находящейся в фокусе внимания доминирующей зоны возбуждения мозга, выделенной системами внимания.

Сознание — мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на языке.

Сознание — высшая функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности.

Сознание — состояние, при котором знаешь.

Сознание — способность «видеть» себя со стороны, способность не быть собой.

Сознание — поиск конечной истины любыми доступными для индивида способами, либо понимание отсутствия смысла в этом поиске.

Сознание — устойчивое, объемное, целостное, внутренне-непротиворечивое построение модели пронизывающего тебя целостного мира.

Сознание — противостояние рефлексу

Сознание — результат работы человеческого мозга, величина не материальная, а духовная.

Сознание — Состояние человека, позволяюшее иметь собственное «Я» и относить себя к окружающему миру.

Сознание = форма. ОСознание = чистое внимание к форме.

Сознание — это особая материя человеческого мозга для воспроизведения реальных образов.

Сознание — развертывание непроявленного бытия

Сознание — способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме

Сознание — рядовой механизм психики. Задача механизмов сознания довести воспринимаемую новизну значимость до автоматизмов.

 

Соотношение сознания и бессознательного

И психической жизни можно выделить три уровня:                                                    1) сознание;

2) предсознание;

3) бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые осознаются человеком в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причём определённая информация осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая доступной памятью, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия.

Самая глубокая и значимая область человеческой психики — бессознательное —  представляет собой хранилище инстинктивных  побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены  в область бессознательного. Именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает. Бессознательные переживания полностью  недоступны сознанию человека, но в  значительной степени определяют действия людей

Сознание  и бессознательное работают в  режиме гармонического единства. В  зоне ясного осознания человека находится  лишь часть сигналов. Они используются для осознанного управления поведением, выбора стратегии поведения, поиска новых способов решения. Остальные  сигналы используются для регуляции  процессов, но на подсознательном уровне; для регуляции поведения, протекающего без непосредственного участия  сознания. Бессознательное проявляется в психических явлениях во сне, в автоматизированных движениях, в некоторых неосознанных побуждениях к деятельности, в реакциях на неосознанные раздражители.

 

 

 

 

 Неосознаваемые психические процессы можно разбить на два больших класса:

1) неосознаваемые механизмы сознательных  действий (неосознаваемые автоматические  действия и автоматизированные  навыки, явления неосознаваемой  установки);

2) неосознаваемые побудители сознательных  действий (имен-но это интенсивно исследовал Зигмунд Фрейд).

Импульсы  бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильно влияние на действия и состояния человека, хотя тот  и не по-дозревает этого. Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, оставаясь неосознанными из-за работы двух механизмов — вытеснения и сопротивления. Сознание сопротивляется бессознательным представлениям, т.е. человек не пропускает в него всю правду о себе. Но, имея большой энергетический заряд, бессознательные представления прорываются в сознательную жизнь индивида, принимая искаженную или символическую форму.

Выделено три формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия (оговорки, описки, забывание вещей), невротические симптомы.

Многие  знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им,и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих.

Большая часть процессов, протекающих во внутренне мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может  стать осознанным. Для этого нужно  выразит его словами, т.е, вербализовать.

В сфере бессознательного выделяют;

1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут появиться вновь;

2) собственно бессознательное — психический феномен, который ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. З. Фрейд, считал, что бессознательное — это не столько процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием; против них сознание выдвигает мощные барьеры.

З. Фрейд показал, что бессознательные  побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые  могут порождать психологические  трудности адаптации и даже заболевания.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными  запретами, в этом случае у него нарастает  внутренняя напряженность и в  коре мозга возникают изолированные  очаги возбуждения. Для того чтобы  снять возбуждение, прежде всего  нужно осознать сам конфликт и  его причины. Но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию: тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии. Такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных условиях он может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состояние человека вплоть до развития психического заболевания.

Для исключения такого болезнетворного  влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем  самым разрядить очаг возбуждения  и нормализовать психическое  состояние человека. Только такое  осознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга З. Фрейда состоит  в том , что он сформулировал указанную зависимость и включил её в основу своей терапевтической практики психоанализа.

Психоанализ включает поиск скрытых очагов напряженности (его вспоминание); вскрытие очага (перевод информации в словесную форму); переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью; ликвидацию очага возбуждения; нормализацию психического состояния человека.                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.     

1)  Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2)  А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3)  Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

 

 


Информация о работе Сознание человека