Сознание и бессознательное в психике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:25, реферат

Описание работы

Проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие
подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое
отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической,
физиологической и другой литературе, изданной в разных странах мира.

Файлы: 1 файл

Реферат Сознание и бессознательное в психике.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

особенно в протекании разного рода душевных заболеваний.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существуют три  сферы, или области:

сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил всё,

что осознаётся и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил

скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек  располагает, но

которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при

возникновении соответствующего стимула [12].

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что психика значительно  шире сознания.

“Сознание – это лишь видимая часть айсберга, а его  большая часть скрыта от

осознанного контроля человеком” [12, стр.426].

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами.

Первое свойство заключается  в том, что содержание этой области, не сознаётся, но

оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область 

бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация

находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание.

Объясняется это работой  двух механизмов: вытеснения и сопротивления [12].

По мнению Фрейда, психическая  жизнь человека определяется его  влечениями,

главное из которых –  сексуальное (либидо). Оно есть уже  у младенца, но из-за

существования множества  запретов сексуальные переживания  вытесняются из сознания

и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический

заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им

сопротивление. Тем не менее, они периодически прорываются в  сознательную жизнь 

человека, принимая искажённую или символическую форму.

В своей теории Фрейд выделял  три основные формы проявления бессознательного:

Сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования

проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы

их изучения – метод  свободных ассоциаций, где проявляются  скрытые переживания и 

метод анализа сновидений. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связанна

с тем, что во время сна  снижается уровень контроля сознания и перед человеком 

предстают сновидения, обусловленные  частичным прорывом в сферу сознания его 

влечений, которые блокируются  сознанием в состоянии бодрствования [7].

Особое внимание Фрейд  уделял невротическим симптомам. Согласно его

представлениям, невротические  симптомы – это следы вытесненных травмирующих

обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг

и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического

состояния человека.

Подавленное сексуальное  влечение, по мнению Фрейда, и является причиной

невротических расстройств, но существуют и другие причины –  это разнообразные 

неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В  результате вытеснения

в сферу бессознательного они так же образуют сильные энергетические очаги,

которые проявляются в так называемых “ошибочных действиях”. К ошибочным

действиям Фрейд относил  забывание определённых фактов, намерений, имён, а так же

описки, оговорки и т. п. и  говорил, что в них содержатся истинные намерения 

человека, тщательно скрываемые от других [5].

В теории З. Фрейда можно  выявить несколько недостатков:

1) представление бессознательного  как самого психического начала, которое живет 

в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;

2) преувеличенная роль  бессознательного вообще и сексуальных влечений в

частности. Ошибка Фрейда заключается  не в постановке проблем, а в способе  их

решения;

3) научная несостоятельность  фрейдизма проявляется в принижении  роли разума и 

биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые

инстинкты и примитивные  влечения стоят впереди логики, идеалов  и разума.

Влечение, а не внешние  воздействия являются подлинными двигателями 

индивидуального и социального  прогресса; они – ведущие стимулы  деятельности,

подчиненной принципу наслаждения.

Тем не менее, концепция Фрейда, не смотря на свою противоречивость, оказала 

огромное, решающее влияние  на раскрытие и развитие проблемы бессознательного.

Карл Густав Юнг был  одним из учеников Фрейда, который  критически относился к

идее пансексуализма и создал свою систему, которую назвал “аналитической

психологией” [5].

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное,

коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека

играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных

всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер.

Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Т. о., по

определению Юнга, коллективное бессознательное – это разум  наших древних 

предков, способ, которым  они думали и чувствовали.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов. Это

некие общие формы мысленных  представлений, включающие в себя значительный

элемент эмоциональности  и даже перцептивные образы [13].

Кроме коллективного бессознательного, существует, по мнению Юнга, личное

бессознательное, но оно  не отделено от сознания. Личностное бессознательное 

состоит от переживаний, бывших когда – то осознанными, а за тем  забытых или 

вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными [13].

Обобщения Юнга зачастую не опираются на достаточные логические основания, хотя

основному доказательству, ориентированному на науку, он уделяет  внимание.

Психофизиологические аспекты  бессознательного широко исследовались в современной

науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний  корковых и подкорковых 

образований. В последнее  время обсуждаются возможности  применения

кибернетических представлений  и методов моделирования бессознательного. При всем

этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру  бессознательного до

настоящего времени построить  не удалось.

Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в  себя не только

сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые

бессознательные. Бессознательное  – это нечто таящееся в скрытых  глубинах

психики, нечто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным,

не характерным для  сознания законам.

Заключение

Итак, анализ литературы по проблеме сознания и бессознательного в психике 

показал, что психика –  это сложное явление, которое  имеет иерархическое 

строение, а именно основных 4 уровня: раздражимость, чувствительность

(ощущения), поведение высших  животных (внешне обусловленное), сознание  человека 

(самодетерменированное поведение). Сознание – это высший уровень развития

психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только

человеку.

Но в психике человека не только сознательные процессы, но и  процессы которые не

контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят

сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним.

Обобщая проанализированные в данной работе литературные данные, можно сделать 

следующие выводы.

Сущность сознания, как  высшей формы развития психики, психического отражения 

принято видеть в способности  человека к абстрактному вербальному  мышлению,

орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к

познанию на этой основе законов природы и общества.

Необходимо учитывать  значительное, часто решающее влияние  бессознательного на

принятие решения, при  совершении определенных действий. Сознание находится в

неотрывной связи с  бессознательным.

Список литературы

1. Бассин Ф.В. “Проблема бессознательного”., Москва, 1968.

2. Выготский Л.С. “Раннее детство”,Собрание сочинений. Т.4.,Москва, 1984

3. Зинченко В. П. “Миры  сознания и структура сознания”,  вопросы психологии, №2,

1991.

4. Леонтьев А.Н. “Деятельность,  сознание, личность”, Москва, 1975.

5. Маклаков А.Г. “Общая психология”, Санкт-Петербург , 2002.

6. Немов Р.С. “Психология”, книга 1, Москва, 1998.

7. “Общая психология”  Курс лекций, Москва, 1995.

8. Петровский А.В. “Введение в общую психологию”, Москва, 1996.

9. Рубинштейн С. Л. “Бытие  и сознание”, Москва, 1957.

10. Спиркин А. Г. “Сознание  и самосознание”, Москва, 1972.

11. Узнадзе Д. Н. “Основные  положения теории установки”, Труды,  Т.6, Тбилиси, 

1977.

12. Фрейд З. “Психология  бессознательного”, Сб. произведений, Москва, 1990.

13. Юнг К. Г. “Сознание  и бессознательное”, Санкт-Петербург, 1997.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта 

http://referat.ru/

 


Информация о работе Сознание и бессознательное в психике