Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:25, реферат
Проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие
подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое
отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической,
физиологической и другой литературе, изданной в разных странах мира.
особенно в протекании разного рода душевных заболеваний.
Согласно теории Фрейда, в психике человека существуют три сферы, или области:
сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил всё,
что осознаётся и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил
скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но
которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при
возникновении соответствующего стимула [12].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания.
“Сознание – это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от
осознанного контроля человеком” [12, стр.426].
Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами.
Первое свойство заключается в том, что содержание этой области, не сознаётся, но
оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область
бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация
находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание.
Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления [12].
По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями,
главное из которых – сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за
существования множества запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания
и живут в сфере
заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им
сопротивление. Тем не менее, они периодически прорываются в сознательную жизнь
человека, принимая искажённую или символическую форму.
В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного:
Сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования
проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы
их изучения – метод свободных ассоциаций, где проявляются скрытые переживания и
метод анализа сновидений. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связанна
с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком
предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его
влечений, которые блокируются
сознанием в состоянии
Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его
представлениям, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих
обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг
и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического
состояния человека.
Подавленное сексуальное влечение, по мнению Фрейда, и является причиной
невротических расстройств, но существуют и другие причины – это разнообразные
неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения
в сферу бессознательного они так же образуют сильные энергетические очаги,
которые проявляются в так называемых “ошибочных действиях”. К ошибочным
действиям Фрейд относил забывание определённых фактов, намерений, имён, а так же
описки, оговорки и т. п. и говорил, что в них содержатся истинные намерения
человека, тщательно скрываемые от других [5].
В теории З. Фрейда можно выявить несколько недостатков:
1) представление
в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;
2) преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в
частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их
решения;
3) научная несостоятельность
фрейдизма проявляется в
биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые
инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума.
Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями
индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности,
подчиненной принципу наслаждения.
Тем не менее, концепция Фрейда, не смотря на свою противоречивость, оказала
огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие проблемы бессознательного.
Карл Густав Юнг был одним из учеников Фрейда, который критически относился к
идее пансексуализма и создал свою систему, которую назвал “аналитической
психологией” [5].
По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное,
коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека
играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных
всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер.
Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Т. о., по
определению Юнга, коллективное бессознательное – это разум наших древних
предков, способ, которым они думали и чувствовали.
Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов. Это
некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный
элемент эмоциональности и даже перцептивные образы [13].
Кроме коллективного
бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личностное бессознательное
состоит от переживаний, бывших когда – то осознанными, а за тем забытых или
вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными [13].
Обобщения Юнга зачастую не опираются на достаточные логические основания, хотя
основному доказательству, ориентированному на науку, он уделяет внимание.
Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной
науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых
образований. В последнее время обсуждаются возможности применения
кибернетических представлений
и методов моделирования
этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного до
настоящего времени построить не удалось.
Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только
сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые
бессознательные. Бессознательное – это нечто таящееся в скрытых глубинах
психики, нечто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным,
не характерным для сознания законам.
Заключение
Итак, анализ литературы по проблеме сознания и бессознательного в психике
показал, что психика – это сложное явление, которое имеет иерархическое
строение, а именно основных 4 уровня: раздражимость, чувствительность
(ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное), сознание человека
(самодетерменированное поведение). Сознание – это высший уровень развития
психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только
человеку.
Но в психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не
контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят
сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним.
Обобщая проанализированные в данной работе литературные данные, можно сделать
следующие выводы.
Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психического отражения
принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению,
орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к
познанию на этой основе законов природы и общества.
Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознательного на
принятие решения, при совершении определенных действий. Сознание находится в
неотрывной связи с бессознательным.
Список литературы
1. Бассин Ф.В. “Проблема бессознательного”., Москва, 1968.
2. Выготский Л.С. “Раннее детство”,Собрание сочинений. Т.4.,Москва, 1984
3. Зинченко В. П. “Миры
сознания и структура сознания”
1991.
4. Леонтьев А.Н. “Деятельность, сознание, личность”, Москва, 1975.
5. Маклаков А.Г. “Общая психология”, Санкт-Петербург , 2002.
6. Немов Р.С. “Психология”, книга 1, Москва, 1998.
7. “Общая психология” Курс лекций, Москва, 1995.
8. Петровский А.В. “Введение в общую психологию”, Москва, 1996.
9. Рубинштейн С. Л. “Бытие и сознание”, Москва, 1957.
10. Спиркин А. Г. “Сознание и самосознание”, Москва, 1972.
11. Узнадзе Д. Н. “Основные положения теории установки”, Труды, Т.6, Тбилиси,
1977.
12. Фрейд З. “Психология бессознательного”, Сб. произведений, Москва, 1990.
13. Юнг К. Г. “Сознание и бессознательное”, Санкт-Петербург, 1997.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://referat.ru/