Сознание и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:09, доклад

Описание работы

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается во всём мире. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Файлы: 1 файл

Сознание и бессознательное.doc

— 27.50 Кб (Скачать файл)

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается  во всём мире. И в настоящее время  возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки.

 

I. Сознание как высший  уровень психического отражения  объективной реальности.

 

Самое сложное поведение наблюдается  у человека, который в отличие  от животных способен не только реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — это в первую очередь  совокупность знаний о мире. Следующий  важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее следует память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Также сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся чувства, настроения и аффекты. Ещё один существенный компонент сознания — воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели. Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания Это осознание человеком себя как особой и единой личности. У ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4 лет.

В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Особенности сознания:

1. Человек, обладающий сознанием,  выделяет себя из окружающего  мира, отделяет себя, свое “я”  от внешних вещей, а свойства  вещей – от них самих.

2. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

3. Способен увидеть себя находящимся  в определенном месте пространства  и в определенной точке временной  оси, связывающей настоящее, прошлое  и будущее.

4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

5. Отдает отчет в своих ощущениях,  мыслях, переживаниях, намерениях и  желаниях.

6. Знает особенности своей индивидуальности  и личности.

7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

 

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний.

 

II. Бессознательное проявление  в психике и поведении человека.

Наряду с сознательными формами  отражения и деятельности для  человека характерны и такие, которые  находятся как бы за “порогом” сознания.

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне  сферы его разума, безотчетных  и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

Все бессознательные психические  процессы принято разделять на три  класса: бессознательные механизмы  сознательных действий, бессознательные  побудители сознательных действий и  “надсознательные” процессы.

В первый класс — бессознательных  механизмов сознательных действий — входят ещё три класса: бессознательные автоматизмы, бессознательные установки, бессознательные сопровождения сознательных действий.

Под бессознательными автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Они имеют двоякую природу. Одни процессы составляют группу первичных автоматизмов. В данную группу входят врождённые или сформированные в первый год жизни действия: сосательные движения, мигание  глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Другие называются навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемы, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение  перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Например, обучение игре на музыкальных инструментах.

Установка — это готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

Под бессознательными сопровождениями сознательных действий понимают непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. Например, человек, слушающий музыку, в такт покачивает головой.

Во второй класс — бессознательных побудителей сознательных действий — входят: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Такое деление исходило из теории З. Фрейда.

Существуют различные виды установки: моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов; перцептивная установка — готовность воспринимать то, что ожидается увидеть и т. д.

 

Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры — Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. 

Согласно теории Фрейда, в психике  человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил всё, что осознаётся и контролируется человеком. К области предсознания  Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознаётся, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека.

 

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное  бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Т. о., по определению Юнга, коллективное бессознательное — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали.

Коллективное бессознательное  проявляется у отдельных  людей  в виде архетипов. Это некие общие  формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент  эмоциональности.

Кроме коллективного бессознательного, существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личностное бессознательное состоит от переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными.

Целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного, до настоящего времени построить не удалось.


Информация о работе Сознание и бессознательное