Сознание и самосознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 01:25, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: исследовать сознание и самосознание личности, структуру и основные формы.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:
 охарактеризовать сознание как объект исследования в психологии;
 исследовать структуру сознания;
 рассмотреть сущность, функции самосознания.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие о сознании 5
2. Структура сознания 10
3. Самосознание личности 12
Заключение 19
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический  университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Сознание и самосознание личности»

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология – наука по изучению человеческого поведения. Появилась она относительно недавно, особенно в кругу отечественных ученых. В то же время весьма актуальным стал вопрос об изучении человеческого сознания. Довольно продолжительное время не было даже определения такому понятию. Пока известный психолог В. М. Бехтерев не поделился предположением, что сознание человека есть осознанные действия, которые он совершает, будучи в здравом уме1. Эту же идею поддерживает сегодня центр Бехтерева. Ученые серьезно задумались над изучением этого раздела психологии. Известные психологи искали ответы на вопросы: «Зачем сознание нужно для развития человечества?», «Когда оно приобретается?», «Какого развитие сознание у ребенка?» и т. д. Поиск ответов приобрел масштабный характер и стоял на первых местах по важности в отделе психологии. Много было мнений и предположений и все они разделялись, по причине того, что опыты проводились исключительно методом самонаблюдения. А это дает исключительно субъективное решение ученых.

По мнению психолога А. Н. Леонтьева сознание образуется при взаимодействии человека с обществом и это также очень влияет на индивидуальность личности. Эту же теорию поддерживал другой специалист по психологии Л. С. Выготский. К тому же он полагал, что язык и речь является неотъемлемой частью в формировании сознания человека. Ученые считали это доказательством того, что сознание личности развивается не с самого рождения, а является последствием опыта общения с окружающим миром.

Обобщая работы отечественных психологов, можно выделить основные функции, за которые отвечает сознание: планирование; творческое начало; определение поведение в обществе; индивидуальность личности; оценка окружающего мира; реакция на внешние факторы.

Пересмотрев эти функции, становиться понятно для чего нужно сознание для человеческой жизни и как оно влияет на общество в целом. Но все же изучение личности до сих пор остается сложной и спорной темой в науке о психологии.

Цель работы: исследовать сознание и самосознание личности, структуру и основные формы.

Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:

  • охарактеризовать сознание как объект исследования в психологии;
  • исследовать структуру сознания;
  • рассмотреть сущность, функции самосознания.

Объект исследования: духовная сфера жизни.

Предмет изучения: сознание и самосознание личности.

 

 

 

 

1. Понятие о сознании

 

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др.

Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных?

Человека отличает от животных, прежде всего, не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание2.

Чем характеризуется сознание?

1) во-первых, сознание всегда активно

2) во-вторых, интенционально (направленно)

Активность сама по себе является свойством всех живых существ.

Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести

3) способность  к самонаблюдению (рефлексии),

4) мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-конценцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально.

Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок.

Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

В упрощенном виде критичность – это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного.

Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением3.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель.

Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна. Что же обусловливает возникновение и развитие сознания у человека.

В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, основываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира.

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд – это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми4.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления, хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи.

У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивительно, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует.

 

2. Структура сознания

 

Итак, высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием5.

Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличие самосознания, т. е способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания. Сознание также имеет общественную природу. Можно дать и другое определение сознания, дополняющее первое: сознание есть высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении' их между собой с помощью языка.

Дальнейшее изменение человеческого мозга и человеческого сознания происходило под влиянием исторически изменяющихся условий жизни и деятельности людей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура сознания (по А. В. Петровскому)

Информация о работе Сознание и самосознание личности