Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:26, реферат

Описание работы

Кроме объективной реальности в философии возникло понятие субъективной реальности, самое общее обозначение которой связывается с феноменом «сознание», хотя оно по содержанию значительно шире сознания, охватывая и другие стороны психики, получившие вместе с сознанием название менталитета. Согласно названной концепции, сознание человека является свойством материальной субстанции, которое и нужно охарактеризовать, опираясь на эволюционные идеи современной научной картины мира.

Файлы: 1 файл

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ РЕФЕРАТ.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема сознания это  одна из самых основных философских  проблем.

Кроме объективной реальности в философии возникло понятие  субъективной реальности, самое общее обозначение которой связывается с феноменом «сознание», хотя оно по содержанию значительно шире сознания, охватывая и другие стороны психики, получившие вместе с сознанием название менталитета. Согласно названной концепции, сознание человека является свойством материальной субстанции, которое и нужно охарактеризовать, опираясь на эволюционные идеи современной научной картины мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ТРУДНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ.

 

 

Проблема сознания- одна из самых  трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается  зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т.д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное,вездесущее,что сопутствует человеческому освоению Ира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю»,  я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и т.д.

    Сознание- это  особое состояние, свойственное  только человеку, в котором ему  одновременно доступен и мир  и он сам. Сознание мгновенно  связывает, соотносит то, что человек  увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как  великий благостный дар человеку,  ибо лишь в сознании он дан сам  себе как «я», устремленное к вершинам бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.д.

   Сознание не только чудо  мироздания, но и крест. Один  из талантливейших философов  советского  периода Э.В. Ильенков  был уверен, что подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание –это «проклятый» дар Божий человеку и без него человек был бы счастливее. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, что бы унять боль (душевную или физическую), отключают на какое то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т.д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство- чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства.

   Познать , описать, определить  сознание очень трудно, поскольку  оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без  нашего на то согласия,  а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Поэтому –то вплоть до 20в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, «растягивало»  во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т.д.

В нашем столетии философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти  «шаги» мгновенно сворачиваются  в образ, благодаря которому возникает  связь человека с миром и с  самим собой. Ответить же на вопрос, как возможно восприятие образа, значит объяснить феномен сознания.

Каждая эпоха имела свои представления  о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. В свою очередь от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОВНИ СОЗНАНИЯ, ФОРМЫ СОЗНАНИЯ.

 

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов,каким вещи даны в сознании,существуют в нем. На философском языке-это описание феномена сознания. Второй-имеет цель объяснить,как возможно само сознание, т.е. объяснить сам феномен.Философия античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось,что если описаны способы,каким вещи существуют в сознании,то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В 20 веке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.                          

1. Общественное сознание.

Смысл этого понятия  уточняется на основе материалистического  принципа решения основного вопроса  философии о первичности материи  и вторичности сознания применительно  к соотношению общественного бытия и общественного сознания.Обычно здесь не видят трудности, механически добавляя к словам «бытие» и «сознание» слово «общественные». Но уже первая сложность заключается в том, что применительно к отношению общественного бытия и общественного сознания нельзя просто говорить о «первичности и вторичности» в общефилософском плане. Нельзя потому, что этого просто не достаточно. В самом деле, ощественное сознание возникло не спустя  какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. И если природе в целом «безразлично» существование человеческого разума, то общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество,как мы уже знаем, есть субъективно-объективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом : без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи , в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовать его, примером чему может служить идеология передовых классов и особенно факт социалистической революции.

Роль общественного  сознания обычно не схватывается обыденным  сознанием. От сюда, например, даже среди  искренних сторонников перестройки  есть немало таких, кто утверждает,что, как не хороши сами по себе идеи перестройки  и ускорения, они не осуществимы, ибо связаны с упованием прежде всего на чудодейственную силу активности общественного сознания, на его социально-преобразовательную мощь.

Общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское,теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И потому, как уже было сказано нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное».

 

2.Политическое сознание.

Политическое сознание возникло в  античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких  новых явлений, как государство и государственная власть ,которые впервые возникли с расколом общества на антагонистические классы. В политическом сознании общества отражается понимание того соотношения между, с одной стороны, непосредственной практической деятельностью людей, а с другой – социально – регламентированными условиями, в которых эта деятельность протекает. Так как общественное разделение труда ведёт к возникновению классов, а значит, и к резким различиям в условиях их жизни и деятельности, то появляется необходимость поддерживать сложившуюся классовую структуру через государственную власть, которая чаще всего, естественно, выражает интересы господствующего класса. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти. В этой обусловленности непосредственными экономическими и классовыми интересами состоит специфика политического сознания, в лоне которого формируются уже собственно политические интересы.

Политическое сознание общества не может быть однородным, т.к. оно охватывает «область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами»(В.И.Ленин.Полн.собр.соч.,т.6. с.79.).

Политические интересы объективны и потому затрагивают каждого  человека, имея либо открыто выраженные, либо скрытые, завуалированные формы. По существу, жизнь всех обществ (за исключением первобытного) пропитана политическими интересами, концентрирующими в себе острые  социальные противоречия. Именно политические интересы  чаще всего являются стержнем всех общественно активных объединений и тем более социальных столкновений. В этой борьбе все – и наука, и искусство, и религия, и философия – может стать объектом политического сознания, все вовлекается в сферу идеологических дискуссий. Не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества находится в зависимости от политических интересов. 

 

3. Правосознание.

Правосознание есть та формула общественного  сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права- индивида, предприятия, трудовых коллективов, организации, должностных лиц и т.п. Правосознание занимает как бы промежуточное положение  между политическим и нравственным сознанием: в отличие от политического сознания оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к государству не как к субъекту политической власти, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получающей при этом определённую оценку. В отличие же от нравственных норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень государственного закона, нарушение которого сопровождается правовыми санкциями. Если политическое сознание формируется в зависимости от объективных социально-экономических интересов, то правосознание в большей степени ориентируется на рационально- нравственные оценки. Так, на обыденно-практическом уровне правосознания действующие законы оцениваются с точки зрения их соответствия нравственным требованиям, а теоретическое правовое мышление рассматривает действующее право сточки зрения его политического смысла и соответствия требованиям разумного разумного общественного устройства.

  Внутренняя близость правосознания с рационально-нравственными категориями имеет исторические причины. В бесклассовом первобытном обществе с его мифологическим мировоззрением законы рассматривались как нравственная традиция; они «носили форму установлений, санкционированных богами»(Гегель. Соч.  М., 1932, т.10, с.66.). С разделением общества на классы и с образованием государства нравственное и правовое сознание дифференцировались. Впервые появилась сама идея права, защищающая индивида от государства, в отличии от обязывающей индивида нравственной традиции.

  В классовом обществе действующее  право всегда, как правило, отражает  волю господствующего класса, поэтому  идеал социальной справедливости, лежащий в основе правосознания,  постоянно эволюционировал вместе  с развитием социально-экономической структуры общества. Правосознание не только отражает действующее законодательство, но может нести в себе и элемент критики существующей юридической системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теоретический идеал социальной справедливости.

 

4.Нравственное сознание.

Нравственное сознание- это основная ценность

 

       


Информация о работе Сознание и самосознание