Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:26, реферат
Кроме объективной реальности в философии возникло понятие субъективной реальности, самое общее обозначение которой связывается с феноменом «сознание», хотя оно по содержанию значительно шире сознания, охватывая и другие стороны психики, получившие вместе с сознанием название менталитета. Согласно названной концепции, сознание человека является свойством материальной субстанции, которое и нужно охарактеризовать, опираясь на эволюционные идеи современной научной картины мира.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сознания это одна из самых основных философских проблем.
Кроме объективной реальности в философии возникло понятие субъективной реальности, самое общее обозначение которой связывается с феноменом «сознание», хотя оно по содержанию значительно шире сознания, охватывая и другие стороны психики, получившие вместе с сознанием название менталитета. Согласно названной концепции, сознание человека является свойством материальной субстанции, которое и нужно охарактеризовать, опираясь на эволюционные идеи современной научной картины мира.
СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ТРУДНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ.
Проблема сознания- одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т.д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное,вездесущее,что сопутствует человеческому освоению Ира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и т.д.
Сознание- это
особое состояние,
Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как «я», устремленное к вершинам бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.д.
Сознание не только чудо мироздания, но и крест. Один из талантливейших философов советского периода Э.В. Ильенков был уверен, что подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание –это «проклятый» дар Божий человеку и без него человек был бы счастливее. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, что бы унять боль (душевную или физическую), отключают на какое то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т.д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство- чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства.
Познать , описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Поэтому –то вплоть до 20в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, «растягивало» во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т.д.
В нашем столетии философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти «шаги» мгновенно сворачиваются в образ, благодаря которому возникает связь человека с миром и с самим собой. Ответить же на вопрос, как возможно восприятие образа, значит объяснить феномен сознания.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. В свою очередь от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс),
УРОВНИ СОЗНАНИЯ, ФОРМЫ СОЗНАНИЯ.
В истории философии проблема сознания
имеет два уровня своего решения. Первый
заключается в описании способов,каким
вещи даны в сознании,существуют в нем.
На философском языке-это описание феномена
сознания. Второй-имеет цель объяснить,как
возможно само сознание, т.е. объяснить
сам феномен.Философия античности и Нового
времени указанные уровни не различались,
а потому считалось,что если описаны способы,каким
вещи существуют в сознании,то тем исчерпан
вопрос о природе сознания. В 20 веке философы
выделили вопрос о возможности сознания
в самостоятельный.
1. Общественное сознание.
Смысл этого понятия
уточняется на основе материалистического
принципа решения основного вопроса
философии о первичности
Роль общественного
сознания обычно не схватывается обыденным
сознанием. От сюда, например, даже среди
искренних сторонников
Общественное сознание
включает в себя разные уровни (обыденно-житейское,
2.Политическое сознание.
Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная власть ,которые впервые возникли с расколом общества на антагонистические классы. В политическом сознании общества отражается понимание того соотношения между, с одной стороны, непосредственной практической деятельностью людей, а с другой – социально – регламентированными условиями, в которых эта деятельность протекает. Так как общественное разделение труда ведёт к возникновению классов, а значит, и к резким различиям в условиях их жизни и деятельности, то появляется необходимость поддерживать сложившуюся классовую структуру через государственную власть, которая чаще всего, естественно, выражает интересы господствующего класса. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти. В этой обусловленности непосредственными экономическими и классовыми интересами состоит специфика политического сознания, в лоне которого формируются уже собственно политические интересы.
Политическое сознание общества не
может быть однородным, т.к. оно охватывает
«область отношений всех классов и слоев
к государству и правительству, область
взаимоотношений между всеми классами»(В.И.Ленин.Полн.собр.
Политические интересы объективны и потому затрагивают каждого человека, имея либо открыто выраженные, либо скрытые, завуалированные формы. По существу, жизнь всех обществ (за исключением первобытного) пропитана политическими интересами, концентрирующими в себе острые социальные противоречия. Именно политические интересы чаще всего являются стержнем всех общественно активных объединений и тем более социальных столкновений. В этой борьбе все – и наука, и искусство, и религия, и философия – может стать объектом политического сознания, все вовлекается в сферу идеологических дискуссий. Не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества находится в зависимости от политических интересов.
3. Правосознание.
Правосознание есть та формула общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права- индивида, предприятия, трудовых коллективов, организации, должностных лиц и т.п. Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием: в отличие от политического сознания оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к государству не как к субъекту политической власти, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получающей при этом определённую оценку. В отличие же от нравственных норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень государственного закона, нарушение которого сопровождается правовыми санкциями. Если политическое сознание формируется в зависимости от объективных социально-экономических интересов, то правосознание в большей степени ориентируется на рационально- нравственные оценки. Так, на обыденно-практическом уровне правосознания действующие законы оцениваются с точки зрения их соответствия нравственным требованиям, а теоретическое правовое мышление рассматривает действующее право сточки зрения его политического смысла и соответствия требованиям разумного разумного общественного устройства.
Внутренняя близость правосознания с рационально-нравственными категориями имеет исторические причины. В бесклассовом первобытном обществе с его мифологическим мировоззрением законы рассматривались как нравственная традиция; они «носили форму установлений, санкционированных богами»(Гегель. Соч. М., 1932, т.10, с.66.). С разделением общества на классы и с образованием государства нравственное и правовое сознание дифференцировались. Впервые появилась сама идея права, защищающая индивида от государства, в отличии от обязывающей индивида нравственной традиции.
В классовом обществе
4.Нравственное сознание.
Нравственное сознание- это основная ценность