Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:17, реферат
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание.
Введение…………………………………………………………………. 3.
Определения и понятие сознания……………………………………. 4.
Сознание в философии………………………………………………… 8.
Сознание в психологии……………………………………………….. 11.
Заключение…………………………………………………………….. 14.
Список литературы…………………………………………………… 16.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Нижегородский
Социально-экономический институт
Кафедра «Психологии и профессионального развития».
Реферат по дисциплине «Психология»
Тема: «Сознание как предмет пристального внимания
многочисленных наук».
Выполнила:
Назарова Анастасия Сергеевна Группа: ЭЗ-12-1
Проверил:
Татаринкова Н.С.
Содержание.
Введение.
Понятие “сознание” не однозначно.
В широком смысле слова под
ним имеют в виду психическое
отражение действительности, независимо
от того, на каком уровне оно осуществляется
- биологическом или социальном,
чувственном или рациональном. Когда
имеют в виду сознание в этом широком
смысле, то тем самым подчеркивают
его отношение к материи без
выявления специфики его
В более
узком и специальном значении под сознанием
имеют в виду не просто психическое состояние,
а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание
здесь структурно организовано, представляет
собой целостную систему, состоящую из
различных элементов, находящихся между
собой в закономерных отношениях. В структуре
сознания наиболее отчетливо выделяются,
прежде всего, такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание, то есть определенное
отношение к содержанию того, что отражается.
Способ, каким существует сознание, и каким
нечто существует для него, это - знание.
Развитие сознания предполагает, прежде
всего, обогащение его новыми знаниями
об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные
уровни, глубину проникновения в объект
и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое и
религиозное осознание мира, а также чувственный
и рациональный уровни сознания. Ощущения,
восприятия, представления, понятия, мышление
образуют ядро сознания. Однако они не
исчерпывают всей его структурной полноты:
оно включает в себя и акт внимания как
свой необходимый компонент. Именно благодаря
сосредоточенности внимания определенный
круг объектов находится в фокусе сознания.
3.
Определение и понятие сознания.
Каковы основные функции
сознания? Первая и важнейшая - познавательная,
которая реализуется в
Сознание это, прежде всего
осознание ближайшей чувственно
воспринимаемой среды и осознание
ограниченной связи с другими лицами и
вещами, находящимися вне начинающего
сознавать себя индивида; в то же время
оно - осознание природы.
Сознанию человека присущи
такие стороны, как самосознание, самоанализ,
самоконтроль. А они формируются лишь
тогда, когда человек выделяет себя из
окружающей среды. Самосознание - важнейшее
отличие психики человека от психики самых
развитых представителей животного мира.
Сознание невозможно вывести
из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект”
не может породить сознания. Для этого
субъект должен быть включен в более сложную
систему социальной практики, в контекст
общественной жизни. Каждый из нас, приходя
в этот мир, наследует духовную культуру,
которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть
способными мыслить по-человечески.
Общественное
сознание возникло одновременно и в единстве
с возникновением общественного бытия.
Природе в целом безразлично существование
человеческого разума, а общество не могло
бы без него возникнуть, развиваться и
просуществовать. В силу того, что общество
есть объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное сознание
как бы “нагружены” друг другом: без энергии
сознания общественное бытие статично
и даже мертво.
Сознание реализуется в двух
способностях: отражательной и активно-
творческой. Сущность сознания в том и
состоит, что оно может отражать общественное
бытие только при условии одновременного
активно-творческого преобразования его.
Функция опережающего отражения сознания
наиболее четко реализуется в отношении
общественного бытия, которое существенным
образом связано с устремленностью в будущее.
Это неоднократно подтверждалось в истории
тем обстоятельством, что идеи, в
частности социально-политические,
могут опережать наличное состояние общества
и даже преобразовывать его. Общество
есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений,
идей, теорий, чувств, нравов, традиций
и т.п., то есть того, что составляет содержание
общественного сознания и образует духовную
реальность, выступает составной частью
общественного бытия, так как оно дано
сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного
бытия и общественного сознания, нельзя
забывать и их различие, специфическую
разъединенность. Историческая взаимосвязь
общественного бытия и общественного
сознания в их относительной самостоятельности
реализуется таким образом, что если на
ранних этапах развития общества общественное
сознание формировалось под непосредственным
воздействием бытия, то в дальнейшем это
воздействие приобретало все более опосредованный
характер - через государство, политические,
правовые отношения и др., а обратное воздействие
общественного сознания на бытие приобретает,
напротив, все более непосредственный
характер. Сама возможность такого непосредственного
воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в способности
сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание как отражение
и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных
сторон одного и того же процесса: в своем
влиянии на бытие оно может как оценивать
его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому
общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать
его перестройке. В этом и заключается
та исторически сложившаяся функция общественного
сознания, которая делает его объективно
необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное
сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое,
общественную психологию, идеологию и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания
общественное бытие отражается по-разному,
как раз и составляет реальную сложность
в понимании феномена общественного сознания.
И поэтому нельзя рассматривать его как
простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая
объективной природой и имманентными
законами развития, общественное сознание
может, как отставать, так и опережать
бытие в рамках закономерного для данного
общества эволюционного процесса. В этом
плане общественное сознание может играть
роль активного стимулятора общественного
процесса, либо механизма его торможения.
Мощная преобразовательная сила общественного
сознания способна воздействовать на
все бытие в целом, вскрывая смысл его
эволюции и предсказывая перспективы.
В этом плане оно отличается от субъективного
(в смысле субъективной реальности) конечного
и ограниченного отдельным человеком
индивидуального сознания. Власть общественного
целого над индивидом выражается здесь
в обязательном принятии индивидом исторически
сложившихся форм духовного освоения
действительности, тех способов и средств,
с помощью которых осуществляется производство
духовных ценностей, того смыслового содержания,
которое накоплено человечеством веками
и вне которого невозможно становление
личности.
Сознание в философии.
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны так же, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Актуальность. Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования.
В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого
отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, используя достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременность выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа. Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.
Благодаря сознанию человек
проникает в прошлое и
Сознание относится к числу таких тайн, которые природа раскрывает с великой неохотой. Некоторые философы утверждали, что понять сознание - столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из воды. Другие на этот счет придерживаются иного мнения, признавая возможность познания сознания. Познание это осуществляется опосредованно, через поступки, действия людей и через их речевые конструкции, то есть слова и предложения.
Что же такое сознание? Это способность человека идеально воспроизводить действительность, предметы, явления, процессы и связи окружающего мира. Идеальное воспроизведение действительности он осуществляет в виде чувственных и умственных образов, в роли которых выступают ощущения, восприятия, понятия, мысли, идеи, составляющие содержание сознания. Сознание - это внутренний, духовный мир человека, выстроенный из идеальных феноменов. Оно дает ему возможность понимать окружающий мир, процессы и явления, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Сознание позволяет ему рационально организовать свою жизнь, со знанием дела осуществлять поведение и деятельность. В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной.
Сознание в психологии.
Психика при эволюции живых
существ развивалась как
Психология возникновение сознания людей объясняет общественным способом жизни людей и их трудовой деятельностью, которые и побуждают развитие сознания.
Информация о работе Сознание как предмет пристального внимания многочисленных наук