Сознание как высшая стадия развития психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 00:54, реферат

Описание работы

В психологии сознание - один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.
Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики:
процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)

Файлы: 1 файл

0971523_795B9_soznanie_kak_vysshaya_stadiya_razvitiya_psihiki.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Сознание как высшая стадия развития психики

 

 

Понятие сознания и его структуры

 

В психологии сознание - один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.

Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики:

процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)

- активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Элементы сознания:

Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.

 

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

 

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их  основе формируется совокупность  знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему  миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе  и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы  и понятия, которых ранее не  было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины  мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели  будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности  и направляет человека на их достижение).

 

Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 1)


 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление понятия

Можно выделить несколько главных значений.

1. Сознание как активное состояние познавательного и действующего субъекта (потерять сознание - быть в сознании).

2. Сознание как область связанной  системы знаний субъекта (сознательное - бессознательное - измененное состояние  сознания).

Иногда в этом же значении говорят о сознании надиндивидуального субъекта (классовое сознание).

3. Сознание как структура связи, которая осуществляет самоорганизацию  субъекта. Английский язык здесь  колеблется между словами Mind и Self, чаще употребляется второе. "Центральной  особенностью личности является самоорганизация, или Self" .

4. Сознание как самосознание. Иногда  такое понимание формулируется  косвенно, например, через определение  функций сознания: "К функциями  сознания относятся: а) наблюдение  самого себя и окружения, это  позволяет отдавать себе отчет в том, что происходит...; б) контролирование своих действий....", то есть фактически сознание понимается как наличие рефлексии.

5. Сознание как носитель текущего  мысленного содержания. "Восприятия, мысли и чувства, переживаемые человеком в любой момент времени, образуют содержание его сознания".

 

Отношение к сознанию и подходы к его изучению в основных психологических направлениях

Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.

Приведем основные подходы к сознанию.

 

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» - нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно - прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание.

 

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание - это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание - не существующая в реальности фикция.

 

Гештальт-психология

Сознание - результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, как человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

 

Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

 

Психоанализ

Сознание - пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

 

Бихевиоризм

Сознание - это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались от этого предмета, как не соответствующего принципам научного познания.

 

Гуманистическая психология

К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Ж.-П. Сартрговорил о сознании: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».

 

Когнитивная психология

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

 

Культурно-историческая психология

Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).

 

Гипотеза Алексея Николаевича Леонтьева о происхождении сознания

Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева (1903-1979), сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в которой выделяются ее "объективно устойчивые свойства". В этом определении подчеркивается объективность, то есть биологическая беспристрастность сознательного отражения. Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека с появлением сознания мир начинает отражаться независимо от биологических целей и поэтому "объективно". Факторы возникновения сознания: - коллективный труд , в условиях которого впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности - биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

Леонтьев предлагает объективный критерий изучения психики: деятельность. Возникновение сознания в антропогенезе он связывает с изменением характера деятельности тех антропоидов, которые стали предками человека современного типа. Деятельность этих антропоидов становится трудовой. Теория трудового происхождения сознания существует давно и занимает законное место среди психологических теорий. Описывая трудовую деятельность, Леонтьев ссылается на работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

А.Н.Леонтьев выдвигает гипотезу о происхождении сознания, развитие которого тесно связано с развитием языка и совместной деятельности. Первоначально собственно трудовые действия людей и их общение представляют единый процесс. Иными словами, в первоначальной форме феномены общения выступают как своеобразные способы, средства осуществления производства, которые затем трансформируются, образуя язык. Наряду с орудием, являющимся коллективным носителем операций и тем самым носителем опыта предшествующих поколений, возникает и новый способ общения - общение, опосредствованное языком.

 

Психологическая структура сознания с точки зрения Л.С.Выготского

Выготский Лев Семенович  (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

 По его определению сознание  – это рефлексия человеком  действительности, самого себя и  собственной деятельности. Сознание  не дается изначально, не порождается  природой, оно – продукт деятельности  общества, которое его производит.

Выготский очень близок в своих идеях с А. Н. Леонтьевым.

С А. Н. Леонтьевым Выготский разделяет мнение по поводу социальной пристрастности психики. Обладая сознанием, человек может более объективно воспринимать мир, т. е. с разных сторон и непредвзято, он может увидеть себя глазами других людей. Такой способности нет у животных.

 

Сознание и самосознание

Важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.

Главный признак, делающий человеческое сознание именно человеческим - это наличие самосознания и связанной с ним трансценденции.

Сознание в подлинном смысле появляется вместе с трансценденцией. Под этим понимается способность формулирования вечных, определенных лишь самими собой идей и законов, управляющих свободой.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. 

С. Л. Рубинштейн

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Информация о работе Сознание как высшая стадия развития психики