Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:58, доклад
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Свойство |
Описание |
Активность |
Сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром. |
Избирательный характер |
Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями). |
Обобщенность и отвлеченность |
Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности. |
Целостность |
Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения). |
Константность |
Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности. |
Динамичность |
Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности. |
Искаженность |
Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности). |
Индивидуальный характер |
Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр. |
Способность к рефлексии |
Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. |
Для тех, кто длительное время занимается исследованиями сознания, как правило, становится очевидным факт, что сознанию, его качественным характеристикам свойственна динамика. Одним примером такой динамики будет то, что человек регулярно на своём опыте проходит через цикл бодрствование — сновидение — глубокий сон без сновидений. Другим, хорошо известным в клинической психологии и психиатрии, примером динамики состояний сознания может служить характерная тенденция лиц, страдающих тяжёлыми формами эндогенной депрессии, испытывать в рамках депрессивного эпизода по утрам состояние глубокой удручённости, подавленности и бессмысленности жизни, которое иногда несколько облегчается к вечеру (тогда как вне продолжительных депрессивных эпизодов жизнь таких лиц может быть вполне адаптивной, а состояние сознания вполне благоприятным).
Феномен динамики сознания и то, в каком состоянии сознания мы пребываем, играет большую роль во всех сферах жизни, от учёбы до спорта. Вероятно, многим спортсменам известны моменты и эпизоды, когда они пребывали в так называемом «потоковом состоянии», когда у них всё получалось и удавалось ставить один за другим личные рекорды. Более того, по всей видимости, именно способность оперировать состоянием своего сознания, вкупе с отработанной до автоматизма техникой, является основополагающей чертой чемпионов (см. Murphy, White, 1995). Другим примером проявления феномена состояний сознания является известное многим людям состояние углублённой сосредоточённости, возникающее при исполнении той или иной профессиональной задачи, поставленной на работе.
Необходимо отметить, что состояния сознания (в том числе и изменённые состояния сознания) представляют собой более широкое понятие и явление, нежели просто феноменальные состояния радости, интереса, гнева, страха и т. д. Иными словами, непосредственному наблюдению со стороны индивида — при помощи интроспекции (самонаблюдения) — доступна, главным образом, регистрация так называемых феноменальных состояний (так в феноменологической методологии называются многочисленные переживаемые состояния радости, счастья, гнева и др. чувств и эмоций, которые мы способны наблюдать в течение суток), а не состояний сознания как таковых.
Это связано с тем, что, по определению Ч. Тарта, состояние сознания есть общий паттерн субъективного (психического) функционирования (Tart, 1972). В отличие от феноменальных состояний динамика состояний сознания, или качественные сдвиги общего паттерна психического функционирования, гораздо труднее поддаётся непосредственному, феноменологическому наблюдению: скорее, непосредственно наблюдаются их продукты в виде вышеупомянутых феноменальных состояний.
По этой причине, с точки зрения субъекта, или индивидуума, осознание факта смены состояния сознания, как правило, происходит (если происходит вообще) вследствие когнитивной дедукции при наблюдении за изменением характера феноменальных состояний, доступных непосредственному феноменологическому наблюдению. То есть, с точки зрения субъекта, для того, чтобы «увидеть» факт смены состояния сознания, ему нужно отойти от своей феноменологической методологии и объективизировать свои феноменальные состояния, чтобы понять, что дискретный переход в иное состояние сознания был совершён; такое, например, иногда происходит при осознании себя спящим. Уилбер следующим образом описывает это явление:
В некотором смысле, состояния сознания переживаются субъектами — например, состояние сновидения, — но, как правило, то, что на самом деле ими переживается, есть некое специфическое, если не отличное или изменённое, феноменальное состояние. Затем индивид сравнивает множество схожих феноменальных состояний и заключает, что все они принадлежат какому-то широкому состоянию сознания (такому, как сновидение, интоксикация или что-либо подобное) (Wilber, 2000).
Информация о работе Сознание как высшая ступень развития психики