Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:30, реферат
В работе было рассмотрено понятие сознания, показаны его функции и свойства. Также рассмотрена теория З. Фрейда.
Введение 3
1. Сознание: понятие, функции, структура, виды, свойства 5
2. Генезис сознания 12
3. Значение сознания в жизни человека 14
Заключение 16
Список литературы 17
Самосознание - социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство - стиль поведения данной личности.
Разум человека можно разделить на две части – сознательный разум (сознание) и подсознательный разум (подсознание). Разделение это совершенно условное, можно даже сказать административное. Образно говоря, сознание – капитан корабля (или штаб армии), а подсознание – это вся остальная корабельная команда (или основные армейские силы). Взаимодействие человека с окружающим миром происходит исключительно через подсознание, функции которого очень многообразны. Именно подсознание колебание ушной мембраны превращает в слова и наполняет их смыслом, именно подсознание из сигналов колбочек глазного яблока формирует изображение, именно подсознание химические реакции, происходящие в органах обоняния, превращает в запахи и классифицирует их.
Информация, имеющаяся в подсознании, передается им в сознательную часть человеческого разума, однако передается далеко не вся информация, а лишь та, передачу которой само подсознание посчитает целесообразным, причем критерии целесообразности устанавливаются соответствующими подсознательными программами и тоже могут быть изменены.
Информация, обработанная человеком на сознательном (интеллектуальном) уровне, возвращается в подсознание в виде конкретных команд-распоряжений, которые исполняются подсознанием в соответствии с другими ранее полученными инструкциями и с его собственными программами. Например, команда «беги!» приводит в действие множество мышц, но, если ранее подсознанием была получена общая инструкция о том, что быстро бегать вредно, то бег будет спокойным, неинтенсивным. К таким общим инструкциям относятся и эмоции, выработанные сознанием в ответ на полученную информацию, которые направляются в подсознание «на вечное хранение» и учитываются им при последующей обработке поступающей информации, поэтому возникшее однажды чувство обиды в той или иной мере будет влиять на поведение человека в течение всей его жизни.
Изучение генезиса, строения и функционирования индивидуальной системы значений как основной образующей сознания было продолжено в рамках психосемантики. Значение в психосемантике - это обобщенная идеальная модель объекта в сознание субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности. Значения могут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов, жестов.
Психосемантический подход не ставит преграды между сознательным и бессознательным, для него существуют лишь разные степени осознанности. Действительно, процесс осознания всегда происходит в форме динамики образов. В поле сознания тем больше образов, чем больше оно структурировано, т.е. расчленено на элементы, между которыми установлены определенные связи и отношения. Таким образом, чем сильнее опосредовано восприятие через структуру значений, чем сложнее эта структура, тем больше степень осознания воспринимаемого образа. При этом субъект осознает не значения, а сам образ, структуры значения, опосредующие восприятие, непосредственно вплетены в ткани образа. В той степени, в какой восприятие, память, мышление или иной психологический процесс опосредованы значением, они являются потенциально осознаваемыми. 5
Итак, для психосемантики категоризация (процесс отнесения единичного события, объекта, переживания к некоему классу) фактически тождественна осознанию. Здесь подразумевается осознание объекта, который категорируется; в современной психологии вопрос о сознании без объекта не ставится или считается абсурдным.
Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:
1. Категориальность - отражение
мира сквозь призму
2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.
3. Осознание целей деятельности,
предвосхищение их в системе
общечеловеческих понятий и
4. Обусловленность
5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи. Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:
1) эволюционно сформированным
бессознательно-инстинктивным
2) подсознательно-субъективным
эмоционально-импульсным
3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.
Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:
1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха,
испуга, избежания физически опасных ситуаций);
2) привычно-автоматизированные подсознательные действия;
3) сознательные, волевые действия.
Эволюция взглядов З. Фрейда Согласно предложенной Фрейдом модели, в психике каждого человека существуют две качественно разнородные сферы: сознание и бессознательное.
К первой относятся все психические акты, "присущие в нашем сознании и воспринимаемые нами", ко второй - все, что не дано непосредственно в самосознании.
Сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата, лежащего на границе внутреннего и внешнего мира. Здесь происходит переработка как внешних, так и внутренних импульсов.
Сознание, писал Фрейд, локализуется в мозговой коре.6
Акцентировав внимание на роли сексуальных влечений как основы психологической динамики, Фрейд довел до логического конца основной принцип инстинктивизма, тем самым невольно показал абсурдность любых попыток сконструировать внутренний мир человека с помощью тощей схемы, состоящей из одного или нескольких инстинктов, потребностей или влечений.
Фрейд обратил внимание на частые совпадения болезненных воспоминаний пациентов с их детским сексуальным опытом. 7
Эти факты навели Фрейда на мысль, что источником психических заболеваний является сексуальная травма, что истерия, например, связанна с имевшим место в детстве пассивным совращением ребенка кем-нибудь из взрослых, а невроз навязчивости - с активным соучастием самого пациента в акте совращения.
Сексуальные влечения в то время представляли собой не просто слабоизученную проблему, но и область, окруженную огромным количеством предрассудком и социальным табу, заставивших многих видных ученых сознательно обходить ее стороной.8
Систематически наблюдая в своей практической деятельности различные отклонения в сексуальной сфере, Фрейд переоценил ее значение в жизни нормального человека.
Вынеся проблемы пола за пределы социальных и исторических рамок, Фрейд неизбежно биологизировал их, что и нашло отражение в отнесении сексуальных влечений к разряду изначальных и чуть ли не единственных детерминант человеческого поведения.
Он многие годы работал в одиночестве. Но уже в 1902-1903 гг. вокруг него начал складываться кружок учеников и единомышленников и 1907 г. в Цюрихе создается Общество Фрейда.
По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признает существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”.
Фрейд подчеркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида.
Современная психология довольно демократична. На каждое психологическое явление она готова предложить по несколько вариантов определения. Установка не стала исключением. Большое количество интереснейших теорий и взглядов осталось за пределами этой работы. Возможно, это произошло из-за моей нестарательности в поиске и подборе материала для работы, а возможно, что это очередное проявление установки, о которой я так долго говорил. Несмотря ни на что, в этой работе я анализировал то, что представляет для меня интерес в данном контексте. Вполне возможно, что последующий анализ (если проблема установки и мышления будет для меня все так же интересна) будет более глубоким.
Что такое сознание – есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми
В работе было рассмотрено понятие сознания, показаны его функции и свойства. Также рассмотрена теория З. Фрейда.
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.
1 Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989. С. 7.
2 Философская категория сознания и современная наука. Петрозаводск:1964. С.5
3 Таранов А,П. “Анатомия мудрости”. М.: Просвещение,2002.-88с.
4 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Наука, 2000.-198с.
5 А.М. Руткевич “От Фрейда к Хайдеггеру”.М.: Наука, 2001.-21с.
6 Фрейд З. Психология бессознательного. М., Наука, 2000.-45с.
7 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., Наука, 2000.-102с.
8 З. Фрейд “Психоанализ. Религия. Культура”.М.: Наука, 2000.-46с.
Информация о работе Сознание: понятие, функции, структура, виды, свойства