Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 08:35, реферат

Описание работы

Проблема сознания во все века привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну из наиболее значимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют различные, иногда диаметрально противоположные, точки зрения, объясняющие сущность сознания, его происхождение и роль в обществе. В современной отечественной философии возобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности. Возникновение сознания – результата длительного социального развития – тесно связано с формированием высокоорганизованной материи – мозга, функционально осуществляющего высшую форму отражения действительности, являющегося органом человеческой мысли

Содержание работы

Введение 3
1. Историческое развитие понятия сознания 4
2. Современные представления о сознательной деятельности 6
3. Проблема идеального 9
4. Индивидуальное и общественное сознание 12
5.Заключительная часть 15
6.Литература 17

Файлы: 1 файл

сознание.docx

— 32.54 Кб (Скачать файл)

зФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. Аммосова»

 

 

 

 

Реферат

На тему:

Сознание

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Группы ЗСД 10-302-1

                                                                                                                         Танкиева Л.А.

Проверила:

 

 

Якутск 2013 г.

 

Содержание

 

 

Введение 3

1. Историческое развитие понятия  сознания 4

2. Современные представления о  сознательной деятельности 6

3. Проблема идеального 9

4. Индивидуальное и общественное  сознание 12

5.Заключительная часть  15

6.Литература 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Проблема сознания во все  века привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну  из наиболее значимых и специфических  сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют  различные, иногда диаметрально  противоположные, точки зрения, объясняющие  сущность сознания, его происхождение  и роль в обществе. В современной  отечественной философии возобладающим  является понимание сознания  как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и  преобразование действительности. Возникновение сознания – результата  длительного социального развития  – тесно связано с формированием  высокоорганизованной материи –  мозга, функционально осуществляющего  высшую форму отражения действительности, являющегося органом человеческой  мысли. Современная психология и  философия уделяют большое внимание  таким вопросам, как сущность  идеального, источники и структура  сознательной деятельности, соотношение  сознательного и бессознательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Историческое развитие понятия сознания

 Первоначальные философские  взгляды не содержали строгого  различения между сознанием и  неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной  деятельности связывал с понятием  «логос», означавшим слово, мысль  и сущность самих вещей. Степенью  приобщенности к логосу (объективному  миропорядку) определялся качественный  уровень развития человеческого  сознания. Точно также и в трудах  других древнегреческих авторов  психические, мыслительные процессы  отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных  частиц, атомов и т.д.).

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему «мира идей»– единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

 В средневековой философии  сознательная человеческая деятельность  рассматривается как «отблеск»  всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством  сотворенности человека. Выдающиеся  мыслители средневековья Августин  Блаженный и Фома Аквинский, представляющие  различные этапы развития философско-теологической  мысли, последовательно и основательно  рассматривали вопросы внутреннего  опыта личности в сознательной  и психической деятельности в  связи с самоуглубленным постижением  связи души и божественного  откровения. Это способствовало  выявлению и разрешению актуальных  специфических проблем сознательной  деятельности. Так, в этот период  было введено понятие об интенции  как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности  на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания – феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности – самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение “тонких” атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга или со всеобщим свойством материи (“И камень мыслит”).

 Немецкий классический идеализм  составил особый этап в развитии  представлений о сознательной  деятельности. Основополагающим принципом  развития сознания являлся по  Гегелю исторический процесс  становления Мирового духа. Развивая  идеи своих предшественников  Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал  такие проблемы, как различные  формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная  природа сознания и другие.

 В XIX веке возникают различные  теории, ограничивающие сознательную  деятельность, настаивающие на врожденном  бессилии разума, проповедующие  иррационалистические подходы к  оценке человеческой духовной  деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

 К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили  материалистические традиции в  философии, сформулировали идею  вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

 

2.Современные представления о сознательной деятельности

Одна из наиболее распространенных и научно обоснованных гипотез о возникновении сознания исходит из признания всеобщего свойства материи – отражения. Предполагается, что каждому уровню материи (неорганический, органический, социальный) присуща специфическая форма отражения. Генетически исходной формой на органическом уровне (живая природа) является раздражимость – способность организма к реакциям на определенные раздражители. Затем возникает чувствительность – способность к ощущениям. Первая способность присуща и растениям, вторая – специфична для животного мира. Ощущения опосредствуют фактор внешней Среды и ориентируют организм на ответные действия, адекватные потребностям. В результате противоречивой совместной эволюции внешнего воздействия и внутренней активности возникает развитая психика, психическое отражение. Появление сознания (социальная форма отражения) связано с материальной производственной деятельностью и характеризуется идеальным отражением действительности через знаковую систему языка.

Трудность определения сознания заключается в том, что человек не в состоянии охватить весь состав мыслительной деятельности. Так, субъект не воспринимает непосредственно физиологические элементы сознания и у него создается впечатление, будто он имеет дело с процессом абсолютно свободным от какой-либо материальной основы. Далее. Мысль всегда сопутствует человеческой деятельности, направленной на объекты материальной или духовной деятельности, вплетена в различные проявления жизнедеятельности субъекта и поэтому выявление границ сознания связано с известными трудностями. Анализ представлений о духовной жизни человека при всем их различии выявляет и нечто общее, что может быть исходным пунктом согласия между рассмотренными взглядами на сознание от мистико-религиозных до естественнонаучных. Это общее заключается в том, что сознание признается оппосредствующим звеном между всеобщим, в какой бы форме оно не выступало (Космос, Бог, Идея и т.д.) и индивидом; отдельное человеческое сознание всегда наделено свойством отражать всеобщее, соизмерять себя с Абсолютом, т.е. истинным бытием. Принцип отражения обязательно присутствует в различных интерпретациях сознания как его главнейшее и существенное свойство. Универсальность сознания предопределило внимание к нему со стороны различных наук: психологии, социологии, психиатрии, биофизики, юриспруденции, информатики. Проблемы сознательной деятельности, духовности человека нашли свое отражение в культурных традициях, религиозной и общественной ориентации.

 В современной философской  литературе нашей страны одной  из самых распространенных концепций  сознания принадлежит А.Г. Спиркину. Под сознанием А.Г. Спиркин понимает  идеальное (психическое) отражение  действительности, превращение объективного  содержания предметов в субъективное  содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические  механизмы и формы такого отражения  на разных его уровнях. Воспроизведение  объективной реальности сопровождается  мысленной подготовкой к преобразующей  практической деятельности (планирование, акт выбора, целеполагание). Сознание  как высшая форма отражения  осуществляется в речевой (символической) форме активного отражения и  конструктивно-творческой переделке  внешнего мира, в связывании новых  впечатлений с прежним опытом, выделении человека из окружающей  среды и противопоставления себя  ей как субъекта объекту. Возникновение  сознания непосредственно связано  с возникновением языка, членораздельной  речи. Основными элементами речи  является слово и предложение. Материальная сторона слова (написание, звучание) обозначает предмет и  является чувственным или умственным  образом. Предложение как материальная  форма – носитель законченной  мысли, суждения. Сознание отражает  действительность, а язык обозначает  и выражает мысли.

В процессе сознательной деятельности осуществляется эмоциональная оценка действительности, обеспечивается целеполагающая деятельность, мысленное построение разумных действий, осознание их последствий, способность личности к адекватной оценке происходящего как во внешнем материальном, так и внутреннем духовном мире. Исходя из изложенного, А.Г.Спиркин определяет сознание следующим образом: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

 Таким образом, сознание –  это идеальная форма деятельности, направленная на отражение и  преобразование действительности.

  Историческое развитие сознательной  деятельности ведет к формированию  ее высшей формы – самосознания, которое связано с процессом  выделения самого себя из окружающего  мира. Познавательная деятельность  с необходимостью предполагает  познание себя как субъекта  познания. Осознание человеком себя  в качестве деятельной личности  и составляет основное содержание  самосознания. В своем развитии  самосознание проходит несколько  этапов:

- самочувствие – элементарное  осознание человеком своей вписанности  в мир вещей и в мир людей (пространственно-временные характеристики). Личность живет, находится в сложной  совокупности пространственно-временных  структур, взаимодействующими друг  с другом. В каждую эпоху вырабатывается  вектор, определяющий свое время  – пространство (метрическое, биологическое, социальное, историческое и др.);

- осознание своей принадлежности  к определенным социальным группам (коллектив, нация, религия, гражданство  и т.д.);

- возникновение осознания “Я”, т.е. признание “Я” других людей, похожих на мое “Я”, но тем  не менее осознание своего  “Я” как уникального и неповторимого. Осознание этой уникальности  позволяет личности совершать  абсолютно свободные (т.е. не зависящие  от другого) поступки и нести  за них ответственность. Чем ответственнее  человек, тем более свободными  являются его действия. Свобода  выбора – необходимое условие  нравственного поступка, который  невозможен без самооценки, осознания  “Я”.

 Психическая жизнь человека  содержит наряду с сознанием  и сферу бессознательного.

 Бессознательное – это совокупность  психических явлений, состояний  и действий, лежащих вне сферы  человеческого разума, безотчетных  и не поддающихся, по крайней  мере в данный момент, контролю  со стороны сознания.

 Примером этому являются  сновидения, гипнотические состояния, невменяемость и т.д. К сфере  бессознательного относятся инстинкты, порождающие подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые  позже могут попасть в фокус  сознания.

 Так называемые автоматизмы  могут возникнуть сознательно, но  затем погрузиться в сферу  бессознательного. Так, например, игра  на музыкальных инструментах, управление  автомобилем, занятия спортом на  первоначальном этапе контролируются  сознанием, а затем приобретают  характер автоматизма. Здесь хорошо  видна охранительная роль подсознательного. Благодаря включению механизма  автоматизма уменьшается нагрузка  на сознание, увеличиваются творческие  потенции человека.

 Бессознательное и сознательное  являются относительно самостоятельными  частями единой психической реальности. Они противоречивы и между  ними часты конфликты. Но они  и взаимосвязаны, взаимодействуя  между собой, способны достигать  гармонии. В бессознательном заключены  богатые возможности развития  творческих возможностей субъекта. И хотя социальное поведение  человека определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает  всех поведенческих актов и  остается место и для бессознательного. Сознание в значительной мере  формирует бессознательное, способно  в целом его контролировать.

Информация о работе Сознание