Сознательное и бессознательно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Одной из величайших загадок, над разгадкой, которой уже не одно столетие трудятся учёные мужи всего мира, является тайна человеческого разума. Этого прекрасного дара, которым обладает человек и благодаря которому он владеет полётом в мир мечты и фантазии, в прошлое и в грядущее, благодаря которому он достиг столь высокого уровня развития и может воплощать в жизнь самые дерзновенные свои замыслы. Но что - же представляет собой наша психика, тайна которой с глубокой древности волновало людские умы?

Файлы: 1 файл

Психоогия Реферат.docx

— 324.97 Кб (Скачать файл)

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

19


они, следовательно, основываются на специфике живой системы вообще и, таким образом, суть лишь выражение  жизни, чей статус уже не поддается  дальнейшему объяснению. Как представляется, архетипы - это не только отпечатки  постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они  эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех  же самых опытов. Дело в том, что  всегда, когда некоторый архетип  являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в  себе некоторое особое "влияние" или силу, благодаря которой воздействие  его носит нуминозный, т.е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер».

Глава III. Взаимосвязь сознания и бессознательного

  Какими различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: "У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания".

  Сущность диалектики сознательного и бессознательного рассматривал ещё Платон. У него есть миф о вознице и упряжке из двух коней. Этот образ олицетворяет человеческую душу. Один из коней в упряжке породистый, благородный, поддающийся управлению, другой - дикий, рвущийся идти собственным путём любой ценой. Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие побуждения. Разум, по мнению Платона, призван согласовать эти два мотива, в связи с чем он испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений.


  О сложности взаимоотношений Я и Оно говорил Зигмунд Фрейд. «Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

20


стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним  миром, откладывать в следах своих  восприятий правильный его образ, путем  проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет  подходами к моторике, но между  потребностью и действием оно  делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки  воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно  правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона  и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха». Я в душевной жизни  представляет здравый смысл и  благоразумие, а Оно - неукротимые  страсти.

  Также Фрейд говорит о точке зрения, по которой Я является частью Оно, которая «модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию оно заимствовало у Оно, и мы имеем некоторое представление относительно методов, можно даже сказать, лазеек, благодаря которым оно продолжает отнимать, энергию у Оно».

  Если у Оно есть притязания к какому - то объекту, Я идентифицирует себя с этим объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя.


  «Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. В общем, Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

21


обстоятельства, при которых  эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается.


  Между антагонистичными частями человеческой личности происходит постоянный конфликт. Я приходится балансировать на грани между желаниями Оно, цензурой Сверх-Я и требованиями общества. Тремя тиранами являются: внешний мир, Сверх-Я и Оно. Если понаблюдать за усилиями Я, направленными на то, чтобы служить им одновременно, а точнее, подчиняться им одновременно, вряд ли мы станем сожалеть о том, что представили это Я в персонифицированном виде как некое существо. Оно чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует появлением страха. Благодаря своему происхождению из опыта системы восприятия, оно призвано представлять требования внешнего мира, но оно хочет быть и верным слугой Оно, пребывать с ним в согласии, предлагая ему себя в качестве объекта, привлекать его либидо на себя. В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью оно часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх-Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх-Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

22


Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него, и мы понимаем, почему так часто не можем подавить восклицания: жизнь не легка! Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно».

  О сложности отношений сознательного и бессознательного может свидетельствовать следующее высказывание Зигмунда Фрейда: «Даже часть

  Я (один бог ведает, насколько важная часть Я может быть бессознательной), без всякого сомнения, бессознательна».

  На взаимосвязи сознательного и бессознательного базируется психоанализ. Суть психоанализа состоит в методе катарсиса, или самоочищения, то есть перенесения некоего травмирующего воспоминания или образа из области бессознательного в сознательное. Укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. «Там, где было Оно, должно стать Я».

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

23


Заключение

  На этом я хочу подвести итоговую черту под описанием сознательного и бессознательного, того, что определяет наше поведение, наши поступки, Того, от чего зависят наши самые сокровенные желания, и того, что эти желания контролирует.

  Человека называют совершенным творением природы, её венцом. И бесспорно, наша психика, наша душа, то, что отделяет человека от животного мира - уникальное и удивительно сложное явление. Но с другой стороны разве можно считать идеалом человека, когда даже части его психики противоположны друг другу, когда человеку приходится балансировать на тонкой грани между удовлетворением потребностей, моралью и требованиями общества?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 


Список использованных источников.

1.Бассин Ф.В. Проблема  бессознательного. М.: Просвещение,1968.

2.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, Академия, 2005.

3.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.

4.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Просвещение, 2002.

5.Рубинштейн С. Л. Бытие  и сознание. СПб.: Питер, 2003.

6.Философский энциклопедический  словарь Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

7.Фрейд З. Психология  бессознательного. СПб.: Питер, 2010.

8.Хрестоматия по истории  психологии. Под ред. Гальперина  П. Я., Ждан А. Н. М.: МГУ, 1980.


Информация о работе Сознательное и бессознательно