Специальная методология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Теория — это совокупность систематизированных взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, дающих науке целостные и конкретные представления об изучаемых ею явлениях и процессах.

Файлы: 1 файл

психология. направления.docx

— 20.08 Кб (Скачать файл)

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться  должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления  о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают  методология и теория. Методология  — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Теория — это совокупность систематизированных  взглядов, представляющих собой результат  познания и осмысления практики жизни, дающих науке целостные и конкретные представления об изучаемых ею явлениях и процессах.

Обычно различают три  уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к специфике формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология — это совокупность методов, способов, приемов, методик и технологий (техник) исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Под методом обычно понимается основной путь познания и интерпретации того или иного явления, а под методикой — совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется его исследование. Технологии (техники) исследования включают в себя совокупность специальных процедур и операций (в том числе измерения качественных и количественных характеристик явлений и процессов, их математического и статистического анализа, контроля надежности получаемой информации и т.д.), позволяющих правильно и всесторонне изучить конкретный феномен.

Общая характеристика методологии  и теории социальной психологии. Общая методология отечественной социальной психологии в обобщенном виде строится на понимании того, что:

—     окружающий людей мир материален (состоит из материи);

—     материя первична, а сознание  и психика человека (групп людей) вторичны;

—     материя находится в непрерывном движении и развитии;

—     взаимодействие различных видов материи является объективной и универсальной формой их существования и структурной организации;

—     взаимодействие как естественный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации; оно осуществляется с конкретной скоростью, в определенных пространстве и времени;

—     в результате взаимодействия людей рождается и все «социальное», т.е. общественные отношения, которые определяют собой качественные особенности всех общественно-психологических явлений  и социальной активности людей;

—     в истории человечества взаимодействие было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью;

—     только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей;

—     в ходе взаимодействия людей реализуется их непосредственное влияние друг на друга.

В свою очередь специальная методология отечественной социальной психологии в результате длительного развития пришла к выводам о том, что:

—     в ходе взаимодействия, в процессе производства материальных благ между людьми возникают общественные отношения;

—     характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его процессе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе;

—     все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов в них участвующих;

—     как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений;

—   общественное сознание, общественные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных социально-психологической наукой.

Частная методология социальной психологии нацелена на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов обычно использует следующие основные методы: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию.

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном – этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа.

Метод обобщения независимых  характеристик предполагает выявление  и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников .

Анализ результатов  деятельности - метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится  на прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на предлагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге ДЭЗ,   и раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия - метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и  статистической обработкой его результатов  и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).

Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).

Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающее эффективное использование технических устройств — аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик и в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.

В современной социально-психологической  диагностике разработано множество различных модификаций гомеостатических аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф, групповой волюнтограф», «Сенсорный интегратор» и др. Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия, согласования действий членами группы, приспособления их друг к другу. Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса («Полуавтоматическая анкета»). Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность [198. — С. 104].

Изучение социально-психологических  явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования конкретных феноменов. Обычно она включает в себя следующие разделы, в которых:

1. формулируется главное  направление исследования, определяются его объект и предмет, указываются цели и задачи ( особое внимание при этом уделяется эмпирическому определение основных понятий, используемых в исследовании и выдвижению гипотез, разработке плана-графика исследования);

2. осуществляется выбор  необходимых методов и методик  изучения выбранного для анализа  исследования; здесь же может  иметь место и первичная апробация  этих методик на небольшой  пробной выборке (что же касается  самостоятельно разработанных методик, то они, как правило, нуждаются в специальной предварительной апробации);

3. осуществляется сбор  фактических данных, от которого  зависят качество и надежность  полученных выводов;

4. производится качественная  и количественная обработка данных, осуществляется их интерпретация,  имеет место формулирование выводов,  практических рекомендаций, строится  прогноз развития социально-психологических  явлений на будущее.

В любом случае на заключительном этапе психолог, руководствуясь своей  программой, доказывает или опровергает  выдвинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстрагируясь от частностей, деталей, единичных фактов и наблюдений.

Особенности организационной стороны социально-психологического исследования (его программы), предшествующей установлению социально-психологического диагноза, зависят в значительной степени от уровня изучаемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного), от сферы, в которой наблюдается данное явление (социально-бытовая, политическая, производственно-экономическая и т.д.), а также от условий, в которых функционирует явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).

Часто может иметь место  и дополнительный этап, в ходе которого осуществляется уточнение проблемы, корректировка или смена методов  или методик при неудовлетворительных результатах.

В целом наличие программы  изучения сложных социально-психологических  явлений позволяет достаточно обоснованно  судить о компетентности его осуществления, дает возможность повторить его согласно изложенному в программе алгоритму и проверить полученные результаты.


Информация о работе Специальная методология