Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:32, реферат
Становление специальной психологии, изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своих исследований и практического применения.
Магнитогорский Государственный Институт
РЕФЕРАТ
Специальная психология и педагогика
Выполнил студент з.о. гр. 52
Молчанова А.А.
Магнитогорск, 2012
Основные понятия специальной психологии
Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение. По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.» Название «Коррекционная психология» зафиксировано в перечне научных специальностей ВАК РФ. Код 19.00.10
Описание
Становление специальной психологии,
изначально, происходило в рамках дефектоло
На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания и обучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).
Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
Задачи специальной психологии
Структурирование науки:
Предметная область:
Практико-ориентированные задачи:
Организационные задачи:
Разделы специальной психологии
тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха;
Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.
Методы специальной психологии
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:
Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.
Основные понятия, термины
специальной педагогики
Специальная педагогика (называемая
в нашей стране также дефектологией, коррекционной
педагогикой) является составной частью
педагогики, одной из ее ветвей (от лат.
sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика
— это теория и практика специального
(особого) образования лиц с отклонениями
в физическом и психическом развитии,
для которых образование в обычных педагогических
условиях, определяемых существующей
культурой, при помощи общепедагогических
методов и средств, затруднительно или
невозможно.
В международной
педагогической теории и практике общепринятыми
являются понятия «специальная педагогика»
и «специальное образование»: в английском
языке — Sресiаl еducation, во французском —
еducation, в испанском —pedagogia, еducation especial,
в немецком — Sonderpadagogik.
Название «специальная
педагогика» используется как общепонятный
международный педагогический термин,
так как сообразуется с современными гуманистическими
ориентирами мировой системы образования:
корректность, отсутствие унижающего
человека ярлыка. Английский корень названия
— sресiаl (особый, индивидуальный) подчеркивает
личностную ориентированность этой области педагогии, ее способность
решать сложные индивидуальные образовательные
проблемы конкретного человека.
В отличие от
европейских стран в США понятие sресiаl
еducation охватывает проблемы образования
всех детей, отличающихся от общепринято
нормы, в том числе и одаренных. Однако
большинство специалистов (в том числе
специалисты Западной Европы) понимает
пол’ специальной педагогикой, специальным
образованием только сферу образования
лиц, отягощенных тем или иным нарушением,
недостатком психофизического развития.
действительно, педагогика одаренных
детей — это достаточно узкая сфера педагогики,
рассчитанная на педагогическую помощь
определенной категории детей лишь в ограниченный
период. В дальнейшем проблема одаренного
ребенка перерастает в проблему формирования
личности профессионала, мастера, ученого
и т. п. Специальная педагогика охватывает
весь жизненный цикл человека с ограниченными
возможностями жизнедеятельности, у которого
спектр образовательных проблем неизмеримо
шире, чем у одаренного человека.
Так как специальная
педагогика является составной частью
педагогики, то она пользуется большинством
общепедагогических терминов. В то же
время специальная педагогика имеет и
собственный понятийный аппарат, свою
терминологию, которые отражают ее специфику
как научной дисциплины.
Круг понятий
и соответственно терминов специальной
педагогики широк. Существует группа понятий,
обозначающих тех, кому адресована специальная
педагогика; разработан понятийный аппарат
ее целей и задач, принципов, методов, средств
и организации процесса специального
образования, системы специальных образовательных
технологий.
Совокупность
знаний специальной педагогики формировалась
и накапливалась в длительном процессе
развития практики обучения и воспитания
детей, имеющих различные физические или
психические недостатки. Первоначально,
при отсутствии собственной педагогической
терминологии, использовалась общепринятая
медицинская, обозначающая патологические
анатомофизиологические отличия лиц с
отклонениями в развитии от остальных
людей. Соответственно отправной точкой
в построении понятийного аппарата специальной
педагогики и педагогических подходов
к детям с ограниченными возможностями
жизнедеятельности стали этиология и
симптоматика. Постепенно накопленные
знания закреплялись в специфических
языковых формах отражения — научных
понятиях, заимствованных в медицине:
«диагностика», «коррекция», <аномалия»,
«дефект», «слабоумный», «глухонемой»,
«тугоухий», «слепой» и др.
С развитием
психологии в специальную
Литература