Специальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:27, диссертация

Описание работы

Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нормального психического развития, которые имеют особые образовательные потребности, а также устанавливающая возможности и пути компенсации нарушений различной сложности. В задачи специальной психологии входит выявление общих и специфических закономерностей психического развития людей с различными типами нарушений, изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности, изучение закономерностей развития личности аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимися, психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

Файлы: 1 файл

specps.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Психотерапия  в контексте психологопедагогической  помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Современная концепция специальной психологической помощи.

Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития.

Методы изучения детей с нарушениями  развития.

Основные направления в понимании  проблемы компенсации.

Взаимодействие биологических  и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей.

Психологические параметры дизонтогенеза.

Психологическая характеристика основных типов нарушений  психического развития.

Проблема  социальной адаптации детей с  отклонениями в развитии.

Психологический диагноз и его виды.

3.2. Образцы вопросов для подготовки  к  экзамену

 

Предмет и задачи специальной психологии.

Связь специальной психологии со смежными дисциплинами.

Основные  направления в понимании проблемы компенсации.

Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

Проблема  психологической структуры дефекта. Взаимодействие первичных дефектов и вторичных нарушений.

Проявление  общих закономерностей психического развития при различных нарушениях в развитии детей.

Специфические закономерности аномального развития.

Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей.

Понятие аномального развития (дизонтогенез).

Типы  нарушений психического развития.

Компенсация и коррекция.

Социальная  адаптация. Трудности взаимодействия с социальной средой у аномальных детей.

Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.

Положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития при обучении и воспитании аномальных детей.

Абилитация  и реабилитация. Включение аномального  ребенка в социальную среду.

Психологические проблемы интеграции человека с нарушениями  психического развития в общество.

Основные  принципы психологического изучения детей  с отклонениями в развитии.

Психологический диагноз, его виды.

Социально-психологические  предпосылки эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей.

Задержка психического развития (ЗПР). Подходы к классификации вариативности состояний при ЗПР.

Принципы  дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.

Психологическая характеристика детей с общим  недоразвитием речи.

Особенности познавательной деятельности у детей  с нарушениями речи.

Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха.

Принципы классификации детей с нарушениями зрения.

Психическое развитие  при слепоте и слабовидении.

Принципы  психолого-педагогического обследования детей с сенсорными нарушениями.

Психологические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ДЦП.

Общая психологическая характеристика раннего детского аутизма (РДА) как специфической аномалии развития.

3.3. Список основной и дополнительной  литературы

 

Основная литература:

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. - М.,1994.

Власенко  И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.,1990.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.,1995.

Дети  с нарушениями развития. Хрестоматия. - М.,1995.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. - М.,1997.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. - М.,1985.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики  аномального развития детей. - М.,1989.

Никольская  О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. - М.,1997.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.,1986.

Солнцева  Л.И. Введение в тифлопсихологию  раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. - М.,1997.

Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 1990.

Обучение  и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия/Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М.,1996.

 

Дополнительная литература:

Боскис Р.М. Учителю о детях  с нарушениями слуха. - М., 1988.

Дети с задержкой психического развития. - М.,1984.

Детская патопсихология. Хрестоматия. / Сос Белопольская. Н.Л. - М.,1999.

Литвак  А.Г. Тифлопсихология. - М.,1985г.

Пожар Л. Психология аномальных детей и  подростков – патопсихология. - М-В-Ж.,1996.

Психолингвистика  и современная логопедия. - М.,1997г.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка./Под ред. М.М. Семаго. - М.,1999.

Психодиагностический  комплекс методик. Переслени Л.И. - М.,1996.

Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском  возрасте. - М.,1986.

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой  психического развития, - М.,1990.

Фотекова  Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников // Дефектология. 1993, № 5.

Шипицина  Л.М., К. Ван Рейсвейк Навстречу друг другу: пути интеграции. - СПб., 1998.


Информация о работе Специальная психология