Специальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:22, реферат

Описание работы

Возникновение специальной психологии (от греч. особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология».

Содержание работы

• История становления специальной психологии
• Определение, цели и задачи специальной психологии
• Литература

Файлы: 1 файл

специальная психология реферат №1.docx

— 24.91 Кб (Скачать файл)
  • История становления специальной психологии 
  • Определение, цели и задачи специальной психологии 
  • Литература 

История становления специальной  психологии

Возникновение специальной психологии (от греч. особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт -- все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

До этого времени специальная  психология являлась неотъемлемой частью дефектологии -- комплексной науки, включающей как разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, так и разработку научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии.

Психология специальная - отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры мозга головного, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

Психология специальная, как и  педагогия специальная, входит в  состав дефектологии - комплексной  научной дисциплины, изучающей особенности  развития детей с физическими  и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения психического развития, перестройку жизненной  позиции, системы взаимоотношений  с окружающими, мышления, восприятия и пр. На базе данных психологии специальной  строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, консультация профессиональная и отбор профессиональный.

Основной задачей психологии специальной  является формирование адекватной личности в условиях применения специальных  методов и приемов воспитания и обучения, за счет коих происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

1. Основные направления  специальной психологии

Наиболее рано сформировавшимися  как в теоретическом, так и  прикладных аспектах были такие направления  специальной психологии- как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).

В настоящее время наблюдается  тенденция к пересмотру клинико-психологических  терминов и их замене терминами психолого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых»  и «олигофренопсихология» все чаще употребляются термины «психология детей с выраженными (стойкими) отклонениями в интеллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Помимо названных направлений современная специальная психология включает в себя: психологию детей с задержкой психического развития, психологию детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психологию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психологию лиц с нарушениями речи, психологию детей со сложными недостатками развития.

Кроме того, все чаще в образовательных  учреждениях встречаются дети, испытывающие трудности социально-психологической  адаптации и обучения вследствие тяжелых соматических заболеваний (заболевания крови, органов дыхания, различные виды аллергий, желудочно-кишечные и сердечные заболевания и  др.), а также в связи с последствиями  тяжелых эмоциональных переживаний (посттравматические стрессовые расстройства - ПТСР), превышающих по своей интенсивности  или длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка (дети - свидетели  или жертвы насилия, внезапная потеря близких или разлука с ними, смена привычной культурно-исторической и языковой среды обитания и др.).

Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации, существенно затрудняют и осложняют решение коррекционно-образовательных задач как, в общем, так и в специальном образовании.

Фактически в специальной психологической  помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных  учреждениях общеразвивающего вида, а также учащиеся школ общего назначения. Следует признать, что в настоящее время в связи с усилением интеграционных процессов в образовании, имеющих часто характер стихийности, в одном классе или дошкольной группе могут находиться самые разные категории детей, которые в свое время Л. С. Выготским были отнесены к разряду «трудных». Это и дети «биологического риска», у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длительных хронических заболеваний, и дети «социального риска», к которым кроме несовершеннолетних правонарушителей, детей и подростков с нарушениями поведения в настоящее время правомерно отнести детей из детских домов и приютов, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Последние, находясь в тяжелых социальных условиях, зачастую, будучи психосоматически ослабленными, оказываются в образовательном учреждении еще и в полной психологической изоляции по причине предубеждений этнического порядка, имеющих место как у детей и родителей, так иногда и у работников образования.

Человек с недостатком в функции  какого-либо органа (например, глухой или  слепой), страдающий умственным недоразвитием, имеющий физические уродства, издавна  привлекал к себе не только праздное любопытство обывателей, но и научный  и чело-веческий интерес служителей церкви, анатомов, философов, педагогов и писателей.

В известном романе В. Гюго «Человек, который смеется» описаны весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других. О состоянии человека, вид которого вызывает у толпы зевак малодостойные чувства, В.Гюго говорит: «Быть смешным по внешнему виду, когда душа переживает трагедию, что может быть унизительнее таких мучений, что может вызвать в человеке большую ярость?».

Даже сейчас, когда известны причины  возникновения большинства отклонений в психофизическом развитии, на восприятие людей с теми или иными проблемами в развитии оказывает влияние  феномен «веры в справедливый мир» - у человека есть своего рода защитная реакция на несчастья: если они с  кем-то случаются, то он этого заслуживает. В специальных экспериментах (М. Лернер) было показано, что чем сильнее страдает жертва, тем большую антипатию она вызывает и тем больше испытуемые склонны оправдывать ее мучения. Но если человек не является безучастным наблюдателем, а может реально помочь другому, демонстрируя свою силу, компетентность, ответственность, в этом уровень позитивного восприятия человека, имеющего аномалии, повышается. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в раз-га, несет на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявлявшихся в годы инфантицида.

 

 

Определение, цели и задачи специальной психологии

Специальную психологию можно  определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в  детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп  факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его  социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное  пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

В центре внимания специальной  психологии -- дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.

Основной целью специального психологического сопровождения в  системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.

Основная цель службы реализуется  через решение диагностических, коррекционных, профилактических и  организационно-просветительских задач  и конкретизируется в следующих  видах деятельности специалиста:

дифференциальная психологическая  диагностика, направленная на выявление  психологической структуры нарушения, определение сохранных зон развития для подбора адекватного образовательного учреждения;

разработка индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);

оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных  условий обучения и развития ребенка;

формирование и реализация индивидуальной коррекиионной программы, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем;

оказание помощи педагогам в  организации адекватных условий  обучения и воспитания для ребенка  с особыми образовательными потребностями, рекомендации в отношении учебной  нагрузки, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложения  по подбору и распределению детей  в классе;

консультирование и оказание помощи педагогу в организации и развитии взаимодействия между учениками  в учебном процессе и за его  пределами;

обеспечение психологической поддержки  родителей и лиц, их заменяющих; психологическое  консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного  подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса;

обеспечение социально-психологических  предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную  социо культурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка;

формирование психологической  культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей, имеющих  отклонения в развитии, в социо культурную среду образовательного учреждения;

формирование у педагогов, учителей, воспитателей, администрации образовательных  учреждений, преподавателей, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей, подростков и молодежи потребности  в психологических знаниях, желания  использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавая условия для полноценного личностного развития.

Научно-методической основой деятельности являются достижения различных отраслей отечественной и зарубежной психологии в области изучения общего и специфического в психическом развитии разных категорий  детей с отклонениями в развитии, в разработке психологических методов  выявления, устранения и предупреждения отклонений в развитии.

Новые технологии службы специальной  психологической помощи в системе  образования разрабатываются на основе изучения специальной психологии, клинической психологии и смежных  с ними областей психологических  знаний, на основе анализа существующего опыта деятельности практических педагогов и психологов.

Литература

1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -- 480 с.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В б т. -- М., 1983. -- Т. 5.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. -- М., 1992. -- Т. 2.

4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. -- М., 1985.

5. Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. -- М., 1973."

6. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков -- патопсихология. -- М., 1996.

7. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. -- М., 1995.


Информация о работе Специальная психология