Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:22, реферат
Возникновение специальной психологии (от греч. особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология».
• История становления специальной психологии
• Определение, цели и задачи специальной психологии
• Литература
История становления специальной психологии
Возникновение специальной психологии (от греч. особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт -- все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
До этого времени специальная
психология являлась неотъемлемой частью
дефектологии -- комплексной науки, включающей
как разностороннее изучение причин и
механизмов отклоняющегося развития,
так и разработку научно обоснованных
медико-психолого-
Психология специальная - отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры мозга головного, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.
Психология специальная, как и педагогия специальная, входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.
Выявлено, что первичный дефект
(например, глухота) вызывает многочисленные
вторичные изменения
Основной задачей психологии специальной
является формирование адекватной личности
в условиях применения специальных
методов и приемов воспитания
и обучения, за счет коих происходит
замещение и перестройка
1. Основные направления специальной психологии
Наиболее рано сформировавшимися как в теоретическом, так и прикладных аспектах были такие направления специальной психологии- как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).
В настоящее время наблюдается
тенденция к пересмотру клинико-психологических
терминов и их замене терминами психолого-
Кроме того, все чаще в образовательных
учреждениях встречаются дети, испытывающие
трудности социально-
Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации, существенно затрудняют и осложняют решение коррекционно-образовательных задач как, в общем, так и в специальном образовании.
Фактически в специальной
Человек с недостатком в функции какого-либо органа (например, глухой или слепой), страдающий умственным недоразвитием, имеющий физические уродства, издавна привлекал к себе не только праздное любопытство обывателей, но и научный и чело-веческий интерес служителей церкви, анатомов, философов, педагогов и писателей.
В известном романе В. Гюго «Человек, который смеется» описаны весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других. О состоянии человека, вид которого вызывает у толпы зевак малодостойные чувства, В.Гюго говорит: «Быть смешным по внешнему виду, когда душа переживает трагедию, что может быть унизительнее таких мучений, что может вызвать в человеке большую ярость?».
Даже сейчас, когда известны причины
возникновения большинства
Определение, цели и задачи специальной психологии
Специальную психологию можно
определить как психологию особых состояний,
возникающих преимущественно в
детском и подростковом возрасте
под влиянием различных групп
факторов (органической или функциональной
природы) и проявляющихся в замедлении
или выраженном своеобразии психосоциального
развития ребенка, затрудняющих его
социально-психологическую
В центре внимания специальной психологии -- дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
Основной целью специального
психологического сопровождения в
системе образования является выявление, устранение и предот
Основная цель службы реализуется
через решение диагностических,
коррекционных, профилактических и
организационно-
дифференциальная
разработка индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);
оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
формирование и реализация индивидуальной
коррекиионной программы, встроенной
в целостный процесс психолого-медико-
оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потребностями, рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложения по подбору и распределению детей в классе;
консультирование и оказание помощи педагогу в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами;
обеспечение психологической поддержки родителей и лиц, их заменяющих; психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса;
обеспечение социально-психологических
предпосылок эффективной
формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в социо культурную среду образовательного учреждения;
формирование у педагогов, учителей, воспитателей, администрации образовательных учреждений, преподавателей, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей, подростков и молодежи потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавая условия для полноценного личностного развития.
Научно-методической основой деятельности являются достижения различных отраслей отечественной и зарубежной психологии в области изучения общего и специфического в психическом развитии разных категорий детей с отклонениями в развитии, в разработке психологических методов выявления, устранения и предупреждения отклонений в развитии.
Новые технологии службы специальной психологической помощи в системе образования разрабатываются на основе изучения специальной психологии, клинической психологии и смежных с ними областей психологических знаний, на основе анализа существующего опыта деятельности практических педагогов и психологов.
Литература
1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -- 480 с.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В б т. -- М., 1983. -- Т. 5.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. -- М., 1992. -- Т. 2.
4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. -- М., 1985.
5. Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. -- М., 1973."
6. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков -- патопсихология. -- М., 1996.
7. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. -- М., 1995.