Специфические особенности и классификация психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:06, реферат

Описание работы

Субъективность – с одной стороны, любой психический процесс преломляется субъективными особенностями человека (установками, жизненным опытом, психическим состоянием), с другой стороны, психическое отражение принадлежит субъекту и доступно только ему. Эта идея привела к появлению агностицизма – учения о непознаваемости психики, и интроспекции – самонаблюдения как метода изучения психики. Но на самом деле все психические процессы имеют внешние проявления – движения. Даже мысль сопровождается увеличением напряжения мышц речедвигательного аппарата.

Содержание работы

1. Введение
2. Классификация психических явлений
3. Место и роль психологии в системе наук о человеке.
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Предмет психологии. Специфические особенности и классификация психических явлений.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Основные задачи практической психологии (в образовании):

1)содействие полноценному  личностному и интеллектуальному  развитию детей на каждом возрастном  этапе, формирование у них способности  к самовоспитанию и саморазвитию, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;

2)обеспечение индивидуального  подхода к каждому ребенку  на основе психолого-педагогического  изучения детей; 

3)профилактика и преодоление  отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка; 4)психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, учебников, разработку психол. оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.п.;

5)выявление индивидуальных  особенностей, определение причин  нарушений в развитии.                                                                                                  

Пять основных направлениях практической психологии:

1)Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.

2,)Важнейшей целью психодиагностики является добывание психологической информации о человеке или группе, конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории.

3)Психологическая коррекция - это целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной нормой.

4)Психологическое  консультирование обеспечивает человека необходимой психол. инф-цией и создает ему условия - в результате общения с психологом - для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкр. обстоятельствах.

5)Психотерапия направлена на оказание помощи клиенту при решении серьезных психологических проблем в переструктурировании личности в тех случаях, когда отсутствуют проявления психического заболевания.                                                                                                                                      

Перечисленные направления практической психологии расположены в порядке возрастания ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психол. консультирование и психотерапия, поскольку они открывают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае. Платонов выделил 2 основания для дифференциации психологических наук:

- Внутренние – разнообразие  проявлений психики;- Внешние – связь психологии с другими науками. Соответственно этим основаниям психологию можно разделить на: Теоретическую: общая, история, философия, методология; Отраслевая: развития, зоопсихология, психогенетика, нейропсихология, психофармакология, педагогическая,  обучения,  воспитания, медицинская , детская, клиническая, труда, ψспорта, военная, космическая, авиационная, юридическая, общественная (социальная) (включает в себя и личности). Ананьев – схема основных проблем и наук о человеке: Индивид и его онтогенез – общая, дифференциальная, возрастная, психофизиология, онтопсихология; Личность и ее жизненный путь - общая, дифференциальная, сравнительная, психолингвистика, отношений, психологическое учение о мотивации ; Субъект деятельности – познания, творчества, труда, общая , генетическая ; Ганзен – на основе пентабазиса:          

Практическая психология – интеграция знаний и методов  из различных областей психологии с  целью решения проблем, возникающих  у человека в различных сферах его жизнедеятельности. В целом появление практической психологии можно связать с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей. Это вызвано тем, что по мере развития общества резко возросла зависимость больших групп людей от действий одного человека. Решения и действия одного человека или группы людей ведут к последствиям, измеряемым в пределах не только одной страны, но и в масштабе всей планеты. Исторически первой развитой формой психологической помощи людям был психоанализ.         

 

Место и роль психологии в системе наук о человеке.

В комплексе наук о  человеке важная роль принадлежит психологии. В общественных науках: исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология, а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств. В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась психофизика. Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также из поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений: общая, дифференциальная и генетическая психофизиология. В медицинских науках: необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям, которые изучаются патопсихологией и психопатологией. Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология. В педагогических науках: в развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках - возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии. В технических науках: данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология, изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название "эргономика". Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем "человек-техника-среда". Современная психология представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границе многих наук. Психология становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая  психология: Учебник для студентов  вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с. 

2. Венгер Л.А., Мухина  В.С. Психология. М.: Просвещение. 1998. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Классификация психических явлений
  3. Место и роль психологии в системе наук о человеке.
  4. Список литературы

Информация о работе Специфические особенности и классификация психических явлений