Специфические особенности памяти у лиц с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:20, контрольная работа

Описание работы

Узнавание объектов у детей данной категории осуществляется замедленно, менее полно, чем у нормально видящих. Для них характерно менее конкретное узнавание, причиной которого является выделение не главных, существенных признаков предметов, а второстепенных, несущественных. Ограниченность чувственного опыта замедляет развитие процесса узнавания. В ходе обучения, способствующего овладению навыками зрительного восприятия и выработке умения правильно анализировать объекты, выделять их главные, существенные информативные признаки, сопоставлять их, узнавание у учащихся с нарушениями зрения совершенствуется и приближается к норме (Т.Н.Головина, М.И.Земцова, В. А. Ленина).

Файлы: 1 файл

тифлопсихология.docx

— 20.49 Кб (Скачать файл)

Специфические особенности  памяти у лиц с нарушением зрения.

Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов  возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Наряду с общими закономерностями процессов, памяти у детей со зрительным дефектом отмечаются и специфические особенности в протекании этих процессов, которые обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, что связано со слабой дифференциацией существенных и второстепенных признаков предметов и их изображений (Л.П.Григорьева).

Память детей с нарушением зрения характеризуется меньшей  продуктивностью запоминания как  наглядного, так и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запоминания они, особенно дети младшего школьного возраста, отстают от своих  нормально видящих сверстников (Л. В. Егорова, М. И. Земцова, А.И.Зотов, В.А.Лонина, В.Ф.Морева). Запоминаемый материал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти. Действие «закона края» выражено у них слабее: лучше запоминается конец ряда, очевидно, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти его начало. Отмечается более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью у младших школьников со слабым зрением, а также более низкий уровень зрительной памяти у нормально видящих сверстников, что объясняется более быстрым угасанием временных связей, образовавшихся в процессе зрительного восприятия (Е. С. Нарышкина-Балышева).

У детей с дефектом зрения вариативность индивидуальных показателей  запоминания, сохранения и забывания  материала, предъявляемого для запоминания, значительно большая по сравнению с нормой. Наряду с успешным запоминанием и длительным сохранением у них чаще, чем у нормально видящих учащихся, наблюдается быстрое забывание, которое происходит из-за недостаточной прочности и полноты имеющихся представлений предметов и объектов, их изображений, а также соответствующих понятий.

Узнавание объектов у детей  данной категории осуществляется замедленно, менее полно, чем у нормально видящих. Для них характерно менее конкретное узнавание, причиной которого является выделение не главных, существенных признаков предметов, а второстепенных, несущественных. Ограниченность чувственного опыта замедляет развитие процесса узнавания. В ходе обучения, способствующего овладению навыками зрительного восприятия и выработке умения правильно анализировать объекты, выделять их главные, существенные информативные признаки, сопоставлять их, узнавание у учащихся с нарушениями зрения совершенствуется и приближается к норме (Т.Н.Головина, М.И.Земцова, В. А. Ленина).

Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или  отсутствием повторений, но и недостаточной  значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная  скорость и другие недостатки запоминания  детей с нарушением зрения имеют  вторичный характер, т.е. обусловлены  не самим дефектом зрения, а вызываемыми  им отклонениями в психическом развитии.

 У детей с нарушением  зрения увеличивается роль словесно-логической  памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию.

Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован ранее образ воспринимаемого объекта. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания способствует его результативности. Точность, конкретность узнавания зависит от уровня сформированности образов предметов, владения аналитико-синтетической деятельностью, умения выделять и использовать существенные информативные признаки объектов в качестве оперативных эталонов и быстро их актуализировать. Относительно успешнее узнаются и называются те объекты, которые чаще встречаются в предметно-практической деятельности школьников и образы которых точно сформированы. Слабовидящие учащиеся по успешности узнавания отстают от своих сверстников с нормальным зрением. Это отставание особенно заметно у учащихся I—II классов. К III—IV классу разница в развитии узнавания сглаживается, но совсем не исчезает. У слабовидящих чаще, чем у учащихся массовой школы, наблюдается неконкретное узнавание (вместо «сирень» — «незабудки»). С возрастом число неправильных узнаваний уменьшается, но происходит это не столь заметно, как у нормально видящих, медленнее возрастает и число конкретных, точных узнаваний. Наиболее выражены различия между нормально видящими и слабовидящими школьниками в успешности узнавания предметов при первом восприятии изображений. Повторные предъявления эти различия нивелируют. Слабовидящие дети правильно узнают и адекватно называют в 1,5 раза меньше предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Отмеченные выше особенности зрительного узнавания у слабовидящих школьников являются следствием неполноценного зрения: нарушается восприятие признаков предметов и их изображений, что оказывает вторичное отрицательное влияние на формирование зрительных образов и опознавательный этап восприятия. Нарушение перцептивных процессов приводит к тому, что в корковые центры поступает искаженная и неполноценная информация о различных признаках реальных объектов. На основе этой информации формируются неточные зрительные образы. Сличение объектов с неправильно сформированными эталонами приводит к ошибочному опознанию (Л.П.Григорьева). Таким образом, нарушения на начальных этапах зрительного восприятия приводят к цепи ошибок на всех стадиях познания. Учащиеся легче справляются с узнаванием объемных предметов, чем плоских. Слабовидящие учащиеся значительно медленнее, чем их зрячие сверстники, овладевают умением распознавать в объекте общее и частное, что является основой систематизации. Слабовидящие девятиклассники отстают от незрячих сверстников в успешности узнавания плоских объектов, но конкретное узнавание объемных объектов у них наблюдается чаще, чем у незрячих. Даже в конце школьного обучения осязание слабовидящих детей не достигает того уровня, на котором в этот период находится осязание нормально видящих и незрячих школьников.

 Процессы памяти (сохранение  и забывание) зависят от качества  усвоения материала, его значимости  для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Образование и запоминание у  незрячих точных и простых  движений требует 8—10 повторений, в то время как у нормально  видящих 6—8 повторений. Поэтому  требуется большее количество  повторений, чем для нормально  видящих, так как при отсутствии  подкреплений обнаруживается тенденция  к угасанию двигательного образа.

Очевидно, сенсорная депривация, даже частичная, не может не сказываться на ходе развития таких высших функций мозга, как память.

У слабовидящих обобщения  более высокого уровня и попытки  дифференциации появляются позже, но и  к IX классу они не достигают такого развития, как у зрячих сверстников. слабовидящие школьники отстают от своих зрячих сверстников в успешности конкретного, точного узнавания.

Различия по продуктивности запоминания и воспроизведения  между слабовидящими и зрячими  сверстниками наиболее отчетливо проявлялись  у первоклассников. Они составили 21 %. Именно настолько меньше запоминают и воспроизводят предметов слабовидящие. У слабовидящих четвероклассников  различия с нормально видящими сверстниками составляют 15 %. И все-таки по продуктивности воспроизведения предметов они  уступают не только зрячим сверстникам, но и первоклассникам с нормальным зрением. Различия в этом случае составляют 10 %.

У незрячих и слабовидящих младших школьников по сравнению  с нормально видящими отмечаются меньшие объем, точность и скорость запоминания слов, более медленное  их воспроизведение.

Четвероклассники с нарушенным зрением по количеству воспроизведенных слов остались на уровне первоклассников  с нормальным зрением.

С повышением компенсаторной роли мыслительной деятельности в познании окружающего мира у слабовидящих и незрячих учащихся средних и  старших возрастных групп наблюдается  совершенствование памяти. Повышается эффективность запоминания, возрастают возможности группировки слов, уменьшаются  трудности в овладении приемами опосредствованного запоминания. В  отличие от слабовидящих незрячие старшеклассники успешнее запоминают и актуализируют слова.

Следует при этом отметить еще одну интересную особенность  — незрячие старшеклассники слова  запоминают блоками, в которых смысловые  связи прослеживаются редко. Чаще используется другой способ — объединение нескольких слов, расположенных рядом. У слабовидящих и в особенности нормально  видящих слова чаще объединяются в смысловые группы (не менее трех) и, кроме этого, к ним еще присоединяются слова, не относящиеся к группам, но связанные с ними функциональными  признаками.

Коррекционная работа по развитию памяти должна включать формирование правильных образов предметов и  словесных обобщений в качестве опоры для запоминания и последующего воспроизведения материала. Обучение проходит сначала в плане действий с предметами или их изображениями, а потом формируются действия в мысленном плане. При овладении  обобщенными значениями, понятиями, отражающими общие и существенные свойства объектов, умственные действия должны быть направлены не только от единичного, частного случая к обобщению, но и  от общего к единичному.

 


Информация о работе Специфические особенности памяти у лиц с нарушением зрения