Специфика наблюдения как научного метода психологии. Основные характеристики наблюдения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:21, реферат

Описание работы

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.
Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований.

Файлы: 1 файл

Наблюдение.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Специфика наблюдения как научного метода психологии. Основные характеристики наблюдения.

 

Наблюдение – это  целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.

Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований.

Термин «наблюдение» используется в трех разных значениях: 1) наблюдение как деятельность; 2) наблюдение как метод; 3) наблюдение как методика.

В практической деятельности преподавателя могут применяться различные виды  наблюдения.

 

Виды наблюдений

Непосредственное

Проводит исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым  явлением и процессом

-И-

Опосредованное

Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми:

*   Сообщение воспитателей

*  Магнито-, кино-, видеозаписи

Открытое (явное)

Наблюдение, протекающее  в условиях осознанного педагогом  и детьми факта присутствия посторонних  лиц

*   Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется;

*   Важно, чтобы  цель наблюдения прямо не сообщалось.

-И-

Скрытое

Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в  одном направлении.

Использование скрытых  камер и т.д.

Включенное

(причастное)

Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы

-И-

Не включенное (непричастное)

Исследователь ведет  наблюдение извне

Систематическое (сплошное)

Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявление психической деятельности ребенка:

*   Дневники родителей

*   Дневники педагогов

-И-

Не систематическое

(выборочное)

Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:

*  Навыки общения  воспитателя с ребенком

*  Речь ребенка

Долговременное

Наблюдение при изучении психического развития детей в течение  нескольких лет

-И-

Кратковременное

Разные варианты:

*   Наблюдение деятельности  ребенка в определенное время дня в течение одного часа

*   Наблюдение для  замера интервалов времени, частотности  событий и т.д.

Казуалъное (причинное)

Наблюдение отдельных  случаев, которые имеют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем.

*   Наблюдение за возбудимым ребенком

-И-

Эпизодическое

Фиксируется отдельные  факты поведения, типичные для данного  ребенка

Внешнее (наблюдение со стороны)

Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны

-И-

Внутреннее (самонаблюдение)

Переживая соответствующее  явление, исследователь наблюдает  за собой, за своими ощущениями


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ

 

МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

СИМПТОМЫ НАБЛЮДЕНИЯ

1 Движения, действия, поступки, деятельность.

2.Мимика, жесты, пантомимика.

3 Высказывания, речь, словесные  реакции.

4.Вегетативные реакции.

1. Наличие ЦЕЛИ и  разработанной СХЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ (составленное после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

2.УСЛОВИЯ, наиболее  характерные для изучаемого явления.

3.«ЗАКОНСПИРИРОВАННОСТЬ»  наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

4.НЕМЕДЛЕННАЯ, СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ  и возможно ПОЛНАЯ регистрация результатов (факты, а не их истолкование).

-  протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;

-    система категорий  и оценочных шкал;

-  магнитофонная запись, фото-, кино-, видео-регистрация. 

5.При наблюдении за  сложными процессами (например, занятия  в группе) МОГУТ РАБОТАТЬ ДВА  И БОЛЕЕ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).

6. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ проводимых  наблюдений.

Достоинства

Недостатки

1. Доступность, дешевизна  средств. 

2. Не искажает естественного протекания психических процессов

3. Богатство собираемых  сведений.

 

Результаты  зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.

1 Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания)

- Трудно предвидеть, когда  появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы.

- Некоторые явления недоступны наблюдателю.

2. Невозможность повторного наблюдения тождественных фактов.

3. Трудность установления причины явления:

- слитность наблюдаемых  факторов с попутными явлениями,

- много не учитываемых  условий,

- возможность субъективизма. 

4.Трудность статистической  обработки.


Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных  знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения –  непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности – наблюдательность.

 

 

 

Понятие и свойства восприятия. Классификация восприятий. Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие движения.

 

Психические процессы основываются на восприятии. Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

Предметность восприятия проявляется  в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или  явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

Целостность восприятия заключается  в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего  мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

Константность – обеспечивает относительное  постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения  его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной.

Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда  не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров.

Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Избирательность восприятия заключается  в преимущественном выделении одних  объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т. д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

Осмысленность восприятия указывает  на его связь с мышлением, с  пониманием сущности предметов. Несмотря на то что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего  субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие – активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и  мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т. е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие – это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т. е. воспринимающего человека.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и  обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат  совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым  условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в  пространстве относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные  связи между полушариями головного  мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.

Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь  на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3° в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10° в с.

Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить  за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как  показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, – элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Время – это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени  – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений  действительности. Чувство времени  не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.

Информация о работе Специфика наблюдения как научного метода психологии. Основные характеристики наблюдения.