Специфика понимания группы в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Этимологически «группа» восходит к двум корням: «узел» и «круг». В XVII в. термин «группа» (от итальянского groppo, gruppo) использовался художниками и скульпторами для обозначения такого способа компоновки изобразительного материала, при котором фигуры, образуя доступное взору единство, производят целостное художественное впечатление. В XVIII в. это слово широко распространяется как указание на возможность объединения некоторого числа однородных неодушевленных объектов и начинает употребляться для наименования реальных человеческих общностей, члены которых обладают каким-либо отличающим их общим признаком.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие группы, их виды, размеры, структура…………….……..…………………..5
2 Классификация группы…………………………………………………………….….10
2.2 Понятие малой социальной группы………………………………………………...11 3 Параметры анализа группы в социальной психологии…………………………..….16
3.1 Композиция группы…………………………………………………………………17
3.2 Групповые структуры……………………………………………………………….17
3.3 Групповые процессы………………………………………………………………...20
3.4 Групповые нормы и групповые санкции………………………………….…..…....23
Заключение….……………………………………………………………………………26
Глоссарий………………………………………………………………………………...28Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Важная проблема —  это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и “личностные” нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества “адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества8. При этом необходим анализ санкций— механизмов, посредством которых группа “возвращает” своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Таким образом, рассмотренный  набор понятий, при помощи которых  осуществляется социально-психологическое  описание группы, есть лишь определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще предстоит.

Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, не сводить к простой констатации, своеобразной “подгонке” под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии.

 

 

Заключение

Проблема группы является одной из важнейших не только для  социальной психологии, но и для  многих общественных наук. В настоящее  время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. Каждая из них, так или иначе, влияет на людей, которые являются их членами. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп.

Что же такое группа? Ответ  на такой внешне простой вопрос требует  различения двух аспектов в понимании  группы, В первом случае под группой  понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен в первую очередь для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под  группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны  вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности. Возникающее при этом различение своей и чужой группы выступает главной, чисто психологической характеристикой группы - это так называемое "мы-чувство". "Мы-чувство" выражает потребность дифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, то есть социальной идентичности.

“Группа - отмечают известные американские психологи М. Шериф и К. Шериф - представляет социальный союз со свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведения ее членов9. К этим свойствам относятся:

 во-первых, структура  или организация — “силовое”  измерение, определяющее эффективность деятельности членов группы,

во-вторых, система норм, регулирующих поведение членов группы в достижении цели, их отношение  друг к другу и к другим группам и их членам, оценочное измерение, зависящее оттого, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе и что трактуется как отклонение. Группы могут быть “частью больших организаций”, и обыкновенно они являются таковыми.

 

Глоссарий

№п/п 

Новые понятия 

Содержание 

1

2

3

1

Большая социальная группа

количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

2

Группа

некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки  зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности

3

Малая группа

немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

4

Масса

совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми  интересами.

5

Общественное мнение

постоянно действующий  фактор социального управления, обеспечения  его прогрессивного развития.

6

Общественное  настроение

эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение  масс; определенное состояние чувств и умов в больших социальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.

7

Общественное  сознание

духовная сфера жизнедеятельности  общества, обобщенное отражение объективных  условий его существования, исторического  типа общественного бытия, система духовных ориентиров и общесоциальных ценностей.

8

Обычаи

как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений.

9

Публика

большая группа людей, имеющая  общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ

10

Этническая  группа, или этнос (от греч. étnos – племя, народ)

исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными  особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия  от других подобных образований.


 

Список использованных источников

1

Г.М. Социальная психология. Учебник  для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.-347 с

2

Коломинский Я.Л. Социально-психологические  проблемы взаимоотношений в малых  группах и коллективах. — Вопросы  психологии, 1999. – 256 с.

3

Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.Просвещение, 1991, с.161.

4

Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 2003.- 412 с.

5

Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.:Просвещение, 2000.- 578 с.

6

Общая психология. Учебник  для студентов пед. ин-тов. Под  ред. проф. А.В.Петровского. Изд. 2-е, доп  и перераб. М., Просвещение, 2000.- 593 с

7

Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии  и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1999. – 314 с.

8

Робер М. - А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./ Предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 2003.- 451 с.

9

Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 2002. – 481 с.

10

Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования. / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд-во Лен-го ун-та, — Ленинград, 1996. -422 с.

11

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.,1978. –

543 с.


 

Приложения 

А


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.Просвещение, 1991, с.161.

2 Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.-С.45

3 Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования. / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд-во Лен-го ун-та, — Ленинград, 1979.- С.82

4 Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.Просвещение, 1990. –С.127

5 Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.,1978. - С. 3

6 Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л.,1979.- С. 156

7 Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975 - С. 145

8 Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.,1978. - С. 72

9 Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. - М.: “Прогресс”, 1999.-С.25




Информация о работе Специфика понимания группы в социальной психологии