Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 16:45, реферат
Психические процессы – что в них особенного?
Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта.
Также и историческое становление научных понятий начинается именно с их различения. Так, формирование и развитие понятия психического явления или процесса, естественно, начинается с различения психического и непсихического, т.е. с противопоставления сферы психических явлений всему многообразию остальной реальности, которая в эту сферу не включается.
Психология — это область научного
знания, исследующая особенности и закономерности
возникновения, формирования и развития
(изменения) психических процессов (ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение),
психических состояний (напряжённость, мотивация, фру
СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Психические процессы – что в них особенного?
Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта.
Также и историческое становление
научных понятий начинается именно
с их различения. Так, формирование
и развитие понятия психического
явления или процесса, естественно,
начинается с различения психического
и непсихического, т.е. с противопоставления
сферы психических явлений
Такое первичное различение
и противопоставление психических
процессов всем остальным функциям
телесного аппарата, относимым к
категории физиологических, и всем
остальным физическим явлениям действительности
по самому своему смыслу покоится на выделении
исходной совокупности отличительных
признаков, общих для всех процессов,
относящихся к категории
В самом деле, по каким
опознавательным признакам
Выделяясь своими специфическими
признаками из всей совокупности физических
(в широком смысле) явлений действительности,
психические процессы противопоставляются
в первую очередь ближайшей по
отношению к ним пограничной
области физических (в узком смысле)
отправлений человеческого
Естественно поэтому, что
специфика основных критических
признаков, по которым осуществляется
первичное различение психического
или психофизиологического и
собственно физиологического акта, связана
с особенностями отношений
1. Предметность. Исходный критический признак какоголибо акта как психического эмпирически выражается прежде всего в существовании двух рядов фактов, совершенно по-разному выражающих отношение этого акта к внутренней динамике процессов, протекающих в его органе. Первый из этих рядов фактов неопровержимо свидетельствует о том, что любой психический процесс, как и всякий другой акт жизнедеятельности человеческого организма, неразрывно связан с функционированием какойлибо из его систем. И динамика этой системы или органа психической функции, будь то слуховой, тактильный или зрительный анализатор, мозг или нервная система в целом, может быть описана лишь в терминах тех внутренних явлений, которые в этом органе происходят. Иначе говоря, механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе физиологических понятий и на том же общефизиологическом языке, что и механизм любого физического акта жизнедеятельности.
Однако, в отличие от всякого
другого собственно физиологического
акта (а это составляет суть второго
ряда фактов), конечные, итоговые характеристики
любого психического процесса в общем
случае могут быть описаны только
в терминах свойств и отношений
внешних объектов, физическое существование
которых с органом этого
Так, восприятие или представление,
являющиеся функцией органа чувств, нельзя
описать иначе, чем в терминах
формы, величины, твердости и т.д.
воспринимаемого или
Воспроизведение качеств
одного объекта в другом, служащим
его моделью, само по себе не заключает
еще уникальной специфичности психических
явлений – оно встречается
в различных видах и
Разные предметы – копия и оригинал – могут обладать одной и той же формой, величиной, цветом и т.д. Суть же рассматриваемого исходного критического признака психического процесса заключается в том, что, протекая в своем органе-носителе, этот внутренний процесс в его конечных, результативных параметрах скроен по образцам свойств внешнего объекта.
Продолжением или оборотной стороной, т.е. отрицательным проявлением этой "скроенности" внутреннего мира по моделям мира внешнего (эмпирически выражающейся в необходимости формулировать характеристики психических процессов лишь в терминах внешних объектов), являются и остальные общие особенности этих процессов.
2. Субъектность. Вторая специфическая особенность заключается в том, что в картине психического процесса, открывающей носителю психики свойства ее объектов, остается совершенно скрытой, не представленной вся внутренняя динамика тех сдвигов в состояниях органаносителя, которые данный процесс реализуют.
Как и в отношении первого
исходного признака предметности, свидетельства
индивидуального опыта о
Эмпирическое существо второго специфического признака психического процесса сводится, таким образом, к тому, что его итоговые, конечные параметры не могут быть сформулированы на собственно физиологическом языке тех явлений и величин, которые открываются наблюдению в органе-носителе. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений в их субстрате является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.
3. Чувственная недоступность. Эта чрезвычайно существенная и не менее загадочная эмпирическая особенность всех психических процессов, также связанная с соотношением их механизма и итоговой предметной структуры, феноменологически характеризуется тем, что психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.
Своему носителю-субъекту
психический процесс (восприятие или
мысль) открывает свойства объекта,
оставляя совершенно скрытыми изменения
в субстрате, составляющие механизм
этого процесса. Но, с другой стороны,
изменения в субстрате, открытые
с той или иной степенью полноты
для стороннего наблюдателя, не раскрывают
перед ним характеристик
Вопреки долго существовавшему в традиционной психологии мнению, они скрыты и от прямого чувственного восприятия субъекта, являющегося их носителем. Человек не воспринимает своих восприятии, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов.
Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятии и мыслей другого человека, ни их собственно психическая "ткань", или "материал". Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.
Специфика и загадочность
этой характеристики определяется тем,
что другие встречающиеся в природе
и технике виды предметных изображений
в меру доступности их оригиналов
чувственному восприятию доступны ему
и сами. Механический отпечаток, фотографическое,
телевизионное или
4. Спонтанная активность. Следующая специфическая характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Эта особенность, истоки которой глубоко скрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими опосредствованиями во времени и пространстве, заключает в себе совершенно особое своеобразие активности психического процесса.
Это та, эмпирически безошибочно распознаваемая, но с большим трудом поддающаяся строгому детерминистическому объяснению форма активности, которая не только "оживляет", но и "одушевляет" физическую плоть организма. Не что иное, как именно особый характер активности, лежит в основе первичного эмпирического выделения "одушевленных" существ (животных) как частной формы живых организмов.
Уникальный по сравнению с другими, более элементарными проявлениями активности характер этой особенности состоит в том, что на всех уровнях поведения – от простейшего локомоторного акта до высших проявлений разумности и нравственности в произвольном человеческом поступке – конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую активность психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однозначной равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может действовать "на много ладов" (Сеченов, 1996); психическая активность проявляется и эмпирически различается как активность свободная.
Феноменология психических проявлений
Такова основная феноменологическая
картина тех критических
Исходная характеристика предметности проявляет себя в показаниях человека о том, как ему раскрываются объекты, т.е. именно в том, что они открываются ему не как следы или "отпечатки" внешних воздействий в его телесных состояниях, а именно как собственные свойства внеположных по отношению к нему предметов. Второй признак непредставленности или замаскированности субстрата устанавливается как отрицательное заключение из этих же фиксируемых собственным и чужим опытом показаний об объектах. Третий признак – чувственная недоступность – предполагает заключение, базирующееся на соотнесении картины личного опыта и стороннего наблюдения над жизнедеятельностью.
Наконец, последнюю характеристику – "свободную" активность психического – мысль фиксирует, заключая по доступным наблюдению внешним актам о скрытых за ними внутренних факторах. Во всех этих заключениях реализуются общие ходы мысли, выявляющие эмпирические характеристики всякого объекта познания, недоступного прямому наблюдению, скрытого под внешней поверхностью воспринимаемых феноменов. Описанные выше признаки являются симптомами, в совокупности составляющими тот основной "синдром", по которому опыт "диагностирует" особый класс функций и процессов и выделяет их в качестве психических. Таков исходный эмпирический пункт, от которого берет свое начало движение психологического познания вглубь реальности психических процессов.