Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:11, отчет по практике

Описание работы

Цель прохождения практики: познакомиться со спецификой работы психолога в условиях общеобразовательной школы, а также приобрести и расширить практические навыки и умения.
Задачи:
1) Рассмотреть функции психологической службы;
2) Познакомится с ведением документации школьного психолога;
3) Провести диагностику адаптации учащихся 5го класса;

Содержание работы

Введение 3
1 Организация работы в процессе практики 4
2 Диагностика учащихся 5го класса 6
3 Описание деятельности школьного психолога 8
Заключение 12

Файлы: 1 файл

Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Учебно-ознакомительная практика на тему «Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы» была пройдена на базе МОУ СОШ №140 г. Челябинска.

Срок прохождения практики –  с 11 января 2011г. по 18 января 2011г..

Цель прохождения практики: познакомиться со спецификой работы  психолога в условиях общеобразовательной  школы, а также приобрести и расширить практические навыки и умения.

Задачи:

  1. Рассмотреть функции психологической службы;
  2. Познакомится с ведением документации школьного психолога;
  3. Провести диагностику адаптации учащихся 5го класса;
  4. Разработать и провести занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся 5го класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Организация работы  в процессе практики

 

В плане работы школьной психологической  службы большое место отведено работе с подростками. Сюда входит и диагностика личностных отклонений подросткового возраста, и диагностика типа семейного воспитания, и большой блок профессионально- ориентационной работы. Существует опыт проведения занятий с элементами тренинга.

Нам очень бы хотелось присутствовать на тренинговом занятии, психолог пояснил, что подобные занятия требуют большой доли откровенности и открытости и в присутствии незнакомых людей подростки замкнуться, что сделает проведение занятия невозможным.

Не посмотрели и не провели индивидуальную диагностику личностных отклонений подросткового возраста, так как в школе существует компьютерная версия выявления акцентуации характера, которая затем сопровождается приватной беседой с элементами тренинга, и присутствии постороннего человека крайне нежелательно.

Не менее любопытно было бы посмотреть такой блок, как работа с младшими школьниками, учащимися 1- 4 класса. Однако, помешали морозы. В некоторые дни нашей практики начальная школа совсем не училась, а в остальные — «нагоняли» программу.

В практике работы психолога этой школы существует такой вид работы, как выступление на общешкольном родительском собрании с целью психологического просвещения и профилактики по какой- либо актуальной теме. Однако, ближайшее собрание запланировано на начало марта.

Работа с родителями тоже строится по определенному плану (т.е. планируются выступления перед родителями и индивидуальные консультации по мере необходимости). Мы познакомились с содержанием лекций. По понятным причинам лекции сами не проводили.

Работа с учителями включает в себя психологический « ликбез»  и индивидуальное консультирование по текущим вопросам. Мы также познакомились  с тематикой выступления перед  учителями, но провести лекцию не удалось, так как обычно они проводятся во время каникул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Диагностика учащихся 5го класса

 

Во время прохождения практики мне были предложены следующие задания: провести диагностику адаптации учащихся 5 -ого класса к условиям обучения в средней школе. Диагностика проводилась выборочно, только тех учащихся, которые показали низкий уровень адаптации и с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа. А также диагностика эмоционально- волевой сферы (вегетативный коэффициент). Кроме этого было поручено разработать и провести занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы с группой учащихся 5ого класса.

Для диагностики уровня адаптации  учащихся использовался графический  тест «Школа».

Оборудование: лист белой бумаги формата  А4, 6 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, чёрный и коричневый), простой карандаш и ластик.

Инструкция: « Нарисуйте школу  так красиво, как сможете». Далее  в ходе работы, дети ни на какие вопросы  не отвечали, говорили только «как хочешь».

Время выполнения: 30-40 минут.             

Количество обследуемых детей: 4 человека.

Через 40 минут тест завершился, работы детей забрали и приступили к  обработке результатов, используя  стандартный ключ.

На следующий день снова пригласили этих же учащихся и провели диагностику эмоционально- волевой сферы.

Для диагностики эмоционально- волевой сферы использовали 8-ми цветовой тест Люшера.

Инструкция: Сейчас я покажу вам 8 разноцветных картинок, а вы скажите, какие цвета  вам нравятся больше     всего, и распределите эти цвета по порядку, от самого понравившегося до самого непонравившегося.

Время выполнения 10- 15 минут.

Через 15 минут  листочки у детей собрали и  приступили к обработке результатов, используя стандартный ключ.

На следующий день нам было поручено подготовить и провести 20-минутное занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы у младших подростков, учащихся 5- ого класса.

Используя специальную литературу, подготовили и провели коррекционное  занятие.

На занятии присутствовали 6 человек, учащихся 5 класса, у которых в  ходе обследования были выявлены нарушения эмоционально-волевой сферы. В   качестве средств коррекции использовались художественно-игровая деятельность, вербальные и невербальные импровизации, а также элементы арт-терапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Описание деятельности школьного  психолога

 

Деятельность психолога   в  большей мере направлена на решение  конкретных проблем, с которыми   к нему обращаются ученики, учителя, родители. Системность работы психолога  обеспечивается следующим образом: психолог рассматривает личность как  сложную систему, имеющую разную направленность проявлений; используемый методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика, чтобы помочь его развитию; (инструментарий, т.е. методики работы), психолог подбирает сам, учитывая свои индивидуально-психологические особенности. Здесь только важно помнить одно правило: те методики, которые используются для диагностики, нельзя использовать для коррекции.

В самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися следует вести на пяти важнейших уровнях.

1.Психофизиологический уровень  показывает сформированность компонентов,  составляющих основу всех систем  развивающегося субъекта.

2.Индивидуально-психологический уровень  определяет развитие основных психологических систем ( познавательной, эмоциональной и т.д.)

3.Личностный уровень выражает   специфические особенности субъекта  как целостной системы, его  отличие от аналогичных субъектов,  находящихся на данном этапе  развития.

4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.

5.Социальный уровень определяет  формы взаимодействия с более  широкими   социальными объединениями  в целом.

Кроме того, в систему работы психолога  должны быть включены различные виды работ с персоналом учреждения, направленные не только на повышение психологической  компетентности педагогов, но   и  на преодоление оторванности школы  от реальной жизни. Это необходимо, чтобы избежать превращения психологической службы в « скорую помощь» или « стол заказов», чтобы психолог мог владеть психологической ситуацией в школе, самостоятельно определяя тактику и стратегию работы.

Работа психолога требует огромного  такта, напряжения сил и самоотдачи.   Существуют некие критерии отбора на должность психолога, т. е. сформулирован набор качеств, которым должен обладать педагог- психолог.

1.Психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, хорошим аналитиком и экспериментатором.

2.Психолог социабелен, поэтому ему нравится работать с людьми. Это

общительный человек, дипломатичен в  общении, легко создает

группы.

3.Психолог добросовестный, энергичный, быстро решает практические

вопросы.

4.Психолог эмоционально устойчив, хорошо сопротивляется

стрессам.

Людям, которые ориентированы на выбор профессии психолога, рекомендуется  развивать у себя следующие качества и навыки: логичность и независимость  мышления, групповая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.

Психолог должен хорошо знать свои личностные особенности, способности  и возможности, а также сильные  и слабые стороны и способы  компенсации недостатков.

Он должен уметь регулировать свое эмоциональное состояние, мобилизовать свои психологические функции ( память, мышление, внимание), осуществлять поиск и анализ профессиональной информации, тренировать профессионально   важные качества: интеллектуальность ( любознательность, логичность и практичность ума, рефлективность);      социабельность ( эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важными   качествами также являются эмоциональная устойчивость, жизнерадостность и оптимизм.

Сложность и многоаспектность деятельности психолога в общеобразовательной школе делают его работу очень значимой и напряженной, а к личности психолога предъявляются очень высокие

требования. Понятно, почему не каждый, кто желает быть школьным психологом, может стать им. Главное- желание помочь детям.

План психологического сопровождения  учащихся на разных этапах обучения содержит следующие направления работы: консультативно-просветительское ( учителя, родители, учащиеся), коррекционно-развивающее (учащиеся на разных этапах обучения, имеющие различные варианты школьной дезадаптации и личностные отклонения подросткового возраста), диагностическая (учителя, учащиеся, родители)

Недельная нагрузка психолога в  школе составляет 36 часов, из них: 24 часа -непосредственная работа в школе по заявленным направлениям, 12 часов - работа по самообразованию (посещение библиотек, участие в семинарах, методических объединениях и т. п.).

Среди прочих документов у психолога, работающего в системе общеобразовательной  школы, должны быть: Закон об образовании и Конвенция ООН о правах ребенка.

Главными проблемами в работе психолога  в общеобразовательной школе  являются: завышенные ожидания от работы психолога, низкий уровень психологической  и педагогической грамотности родителей, слабая материально- техническая и методическая база школ, острая потребность в координации деятельности психологов, особенно при решении сложных и спорных вопросов.

В последние годы, однако, наметилась положительная динамика в оказании методической помощи школьным психологам в рамках работы семинаров в «Центре психолого-педагогической коррекции и реабилитации.»

 

 

 

 

 

Заключение

 

Во время проведения практики приобрела следующие умения и навыки:

- составлять и вести необходимую  документацию школьного психолога  (план работы на год, на неделю, описание хода психологической диагностики и составление психологического заключения);

- познакомилась с тематикой родительских собраний и лекций для

родителей, с различными направлениями  и видами работ школьного

психолога;

- достаточно детально рассмотрела такой вид работы – как работа с подростком;

- научилась разрабатывать   и проводить коррекционное занятие;

- поняла специфику работы психолога в общеобразовательной школе.

В целом о работе психолога в  данной школе сложилось благоприятное впечатление. Психологической службой проводиться кропотливая работа по реализации основных целей пребывания психолога в общеобразовательном учреждении, главной из которых является содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых   для   достижения успеха в жизни.

На мой взгляд, психологическая служба в данной школе работает удовлетворительно. Единственное пожелание, это чтобы у школьного психолога был хорошо оборудованный кабинет.

Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12- 15 мест, оборудованный компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов диагностик, магнитофоном   с подбором разноплановой приятной музыкой.

Практика является самым точным подтверждением теории. В этом я убедилась при прохождении данного вида практики. В частности, я детально уяснила специфику работы психолога в общеобразовательном учреждении.

Деятельность психолога в школе  позволяет более основательно вникнуть в школьную жизнь, максимально содействовать развитию подрастающей личности, учитывая индивидуальные психологические особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

Документация психолога  общеобразовательной школы:

  1. Психологическая карта ребенка (строгой формы нет и заполняется она не на каждого ребенка, а по мере необходимости);
  2. Годовой план работы;
  3. Журнал в котором записывается черновой вариант хода диагностики и заключение;
  4. Журнал консультаций;
  5. Журнал групповых форм работы;
  6. Аналитические справки по результатам обследования;
  7. План работы на неделю.

Информация о работе Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы