Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:11, отчет по практике
Цель прохождения практики: познакомиться со спецификой работы психолога в условиях общеобразовательной школы, а также приобрести и расширить практические навыки и умения.
Задачи:
1) Рассмотреть функции психологической службы;
2) Познакомится с ведением документации школьного психолога;
3) Провести диагностику адаптации учащихся 5го класса;
Введение 3
1 Организация работы в процессе практики 4
2 Диагностика учащихся 5го класса 6
3 Описание деятельности школьного психолога 8
Заключение 12
Учебно-ознакомительная практика на тему «Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы» была пройдена на базе МОУ СОШ №140 г. Челябинска.
Срок прохождения практики – с 11 января 2011г. по 18 января 2011г..
Цель прохождения практики: познакомиться со спецификой работы психолога в условиях общеобразовательной школы, а также приобрести и расширить практические навыки и умения.
Задачи:
1 Организация работы в процессе практики
В плане работы школьной психологической службы большое место отведено работе с подростками. Сюда входит и диагностика личностных отклонений подросткового возраста, и диагностика типа семейного воспитания, и большой блок профессионально- ориентационной работы. Существует опыт проведения занятий с элементами тренинга.
Нам очень бы хотелось присутствовать на тренинговом занятии, психолог пояснил, что подобные занятия требуют большой доли откровенности и открытости и в присутствии незнакомых людей подростки замкнуться, что сделает проведение занятия невозможным.
Не посмотрели и не провели индивидуальную диагностику личностных отклонений подросткового возраста, так как в школе существует компьютерная версия выявления акцентуации характера, которая затем сопровождается приватной беседой с элементами тренинга, и присутствии постороннего человека крайне нежелательно.
Не менее любопытно было бы посмотреть такой блок, как работа с младшими школьниками, учащимися 1- 4 класса. Однако, помешали морозы. В некоторые дни нашей практики начальная школа совсем не училась, а в остальные — «нагоняли» программу.
В практике работы психолога этой школы существует такой вид работы, как выступление на общешкольном родительском собрании с целью психологического просвещения и профилактики по какой- либо актуальной теме. Однако, ближайшее собрание запланировано на начало марта.
Работа с родителями тоже строится по определенному плану (т.е. планируются выступления перед родителями и индивидуальные консультации по мере необходимости). Мы познакомились с содержанием лекций. По понятным причинам лекции сами не проводили.
Работа с учителями включает в себя психологический « ликбез» и индивидуальное консультирование по текущим вопросам. Мы также познакомились с тематикой выступления перед учителями, но провести лекцию не удалось, так как обычно они проводятся во время каникул.
2 Диагностика учащихся 5го класса
Во время прохождения практики мне были предложены следующие задания: провести диагностику адаптации учащихся 5 -ого класса к условиям обучения в средней школе. Диагностика проводилась выборочно, только тех учащихся, которые показали низкий уровень адаптации и с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа. А также диагностика эмоционально- волевой сферы (вегетативный коэффициент). Кроме этого было поручено разработать и провести занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы с группой учащихся 5ого класса.
Для диагностики уровня адаптации учащихся использовался графический тест «Школа».
Оборудование: лист белой бумаги формата А4, 6 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, чёрный и коричневый), простой карандаш и ластик.
Инструкция: « Нарисуйте школу так красиво, как сможете». Далее в ходе работы, дети ни на какие вопросы не отвечали, говорили только «как хочешь».
Время выполнения: 30-40 минут.
Количество обследуемых детей: 4 человека.
Через 40 минут тест завершился, работы детей забрали и приступили к обработке результатов, используя стандартный ключ.
На следующий день снова пригласили этих же учащихся и провели диагностику эмоционально- волевой сферы.
Для диагностики эмоционально- волевой сферы использовали 8-ми цветовой тест Люшера.
Инструкция: Сейчас я покажу вам 8 разноцветных картинок, а вы скажите, какие цвета вам нравятся больше всего, и распределите эти цвета по порядку, от самого понравившегося до самого непонравившегося.
Время выполнения 10- 15 минут.
Через 15 минут листочки у детей собрали и приступили к обработке результатов, используя стандартный ключ.
На следующий день нам было поручено подготовить и провести 20-минутное занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы у младших подростков, учащихся 5- ого класса.
Используя специальную литературу,
подготовили и провели
На занятии присутствовали 6 человек, учащихся 5 класса, у которых в ходе обследования были выявлены нарушения эмоционально-волевой сферы. В качестве средств коррекции использовались художественно-игровая деятельность, вербальные и невербальные импровизации, а также элементы арт-терапии.
3 Описание деятельности
Деятельность психолога в большей мере направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются ученики, учителя, родители. Системность работы психолога обеспечивается следующим образом: психолог рассматривает личность как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений; используемый методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика, чтобы помочь его развитию; (инструментарий, т.е. методики работы), психолог подбирает сам, учитывая свои индивидуально-психологические особенности. Здесь только важно помнить одно правило: те методики, которые используются для диагностики, нельзя использовать для коррекции.
В самом общем виде диагностическую,
консультативную и коррекционну
1.Психофизиологический
2.Индивидуально-
3.Личностный уровень выражает
4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.
5.Социальный уровень
Кроме того, в систему работы психолога должны быть включены различные виды работ с персоналом учреждения, направленные не только на повышение психологической компетентности педагогов, но и на преодоление оторванности школы от реальной жизни. Это необходимо, чтобы избежать превращения психологической службы в « скорую помощь» или « стол заказов», чтобы психолог мог владеть психологической ситуацией в школе, самостоятельно определяя тактику и стратегию работы.
Работа психолога требует
1.Психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, хорошим аналитиком и экспериментатором.
2.Психолог социабелен, поэтому ему нравится работать с людьми. Это
общительный человек, дипломатичен в общении, легко создает
группы.
3.Психолог добросовестный, энергичный, быстро решает практические
вопросы.
4.Психолог эмоционально устойчив, хорошо сопротивляется
стрессам.
Людям, которые ориентированы на выбор профессии психолога, рекомендуется развивать у себя следующие качества и навыки: логичность и независимость мышления, групповая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.
Психолог должен хорошо знать свои личностные особенности, способности и возможности, а также сильные и слабые стороны и способы компенсации недостатков.
Он должен уметь регулировать свое эмоциональное состояние, мобилизовать свои психологические функции ( память, мышление, внимание), осуществлять поиск и анализ профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества: интеллектуальность ( любознательность, логичность и практичность ума, рефлективность); социабельность ( эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важными качествами также являются эмоциональная устойчивость, жизнерадостность и оптимизм.
Сложность и многоаспектность деятельности психолога в общеобразовательной школе делают его работу очень значимой и напряженной, а к личности психолога предъявляются очень высокие
требования. Понятно, почему не каждый, кто желает быть школьным психологом, может стать им. Главное- желание помочь детям.
План психологического сопровождения
учащихся на разных этапах обучения содержит
следующие направления работы: консультативно-
Недельная нагрузка психолога в школе составляет 36 часов, из них: 24 часа -непосредственная работа в школе по заявленным направлениям, 12 часов - работа по самообразованию (посещение библиотек, участие в семинарах, методических объединениях и т. п.).
Среди прочих документов у психолога,
работающего в системе
Главными проблемами в работе психолога в общеобразовательной школе являются: завышенные ожидания от работы психолога, низкий уровень психологической и педагогической грамотности родителей, слабая материально- техническая и методическая база школ, острая потребность в координации деятельности психологов, особенно при решении сложных и спорных вопросов.
В последние годы, однако, наметилась положительная динамика в оказании методической помощи школьным психологам в рамках работы семинаров в «Центре психолого-педагогической коррекции и реабилитации.»
Заключение
Во время проведения практики приобрела следующие умения и навыки:
- составлять и вести
- познакомилась с тематикой родительских собраний и лекций для
родителей, с различными направлениями и видами работ школьного
психолога;
- достаточно детально рассмотрела такой вид работы – как работа с подростком;
- научилась разрабатывать и проводить коррекционное занятие;
- поняла специфику работы психолога в общеобразовательной школе.
В целом о работе психолога в данной школе сложилось благоприятное впечатление. Психологической службой проводиться кропотливая работа по реализации основных целей пребывания психолога в общеобразовательном учреждении, главной из которых является содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни.
На мой взгляд, психологическая служба в данной школе работает удовлетворительно. Единственное пожелание, это чтобы у школьного психолога был хорошо оборудованный кабинет.
Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12- 15 мест, оборудованный компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов диагностик, магнитофоном с подбором разноплановой приятной музыкой.
Практика является самым точным подтверждением теории. В этом я убедилась при прохождении данного вида практики. В частности, я детально уяснила специфику работы психолога в общеобразовательном учреждении.
Деятельность психолога в
Приложение
Документация психолога общеобразовательной школы:
Информация о работе Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы