Способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 15:01, реферат

Описание работы

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?

Содержание работы

Введение 1
Понятие и виды способностей 2-4
Развитие способностей 5-7
Заключение 8
Список литературы 9

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 22.64 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО  «Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По психологии на тему:

«Способности человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ЗССАБ-38.03.03-19(К)     

 

 

Проверила         Е.А. Данилова                            

 

 

 

 

 

Ижевск, 2015

Содержание

 

  1. Введение          1
  2. Понятие и виды способностей      2-4
  3. Развитие способностей        5-7
  4. Заключение         8
  5. Список литературы        9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?

В настоящее время понятие "способности " является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования. Именно способности стали рассматриваться в качестве одной из основных единиц развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Понятие и виды способностей

 

Способности – это такие свойства личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.  Человеческие способности являются социально обусловленными, и их формирование во многом зависит от условий развития и воспитания. 

От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности и достижение в ней большей эффективности при меньших затратах. Вместе с тем, способности – это лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Таким образом, способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.

Существует очень много способностей. Их разделяют на природные (естественные), т. е. биологически обусловленные, и специфические человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарной коммуникации. На базе врожденных задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта и т. п.

2

В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные большинству людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными.

3

Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Существуют значительные индивидуальные различия между людьми по уровню и своеобразию способностей. Различные виды способностей взаимодействуют друг с другом, оказывают друг на друга влияние, тем самым, совместно определяя успешную деятельность человека.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Развитие способностей

 

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается.

Другую группу условий развития способностей определяют особенности

5

макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С. Л. Рубинштейн следующим образом сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали:

реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей».

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. 
   Становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием

6

успехов и неудач в деятельности, развивающей, способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Заключение 

Развитие способностей – процесс очень сложный, имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребёнка самооценкой его успехов в той или иной деятельности, и зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.

Природа человеческих способностей до конца не изучена. Современная психология не отрицает существования врожденных особенностей строения и функциональной организации головного мозга человека и его организма в целом, которые создают предпосылки для успешного выполнения определенной деятельности. Способности формируются в деятельности на основе задатков, которые рассматриваются как биологическая основа способностей. 
   В значительной мере развитие способностей определяется не только наличием соответствующих задатков, но также условий развития и воспитании индивида, его личностных особенностей и выполнения определенных видов деятельности, в которой развиваются соответствующие способности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Литература 

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.
  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : 3-е изд. [текст] / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 368 С.
  3. Немов, Р. С. Психология [текст] : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: 4-е  изд. / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 720 с.
  5. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2-х т. [текст] / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – 360 с.
  6. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие [текст] / В. Д. Шадриков. – М. : Просвещение, 1996. – 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


Информация о работе Способности человека