Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:48, реферат
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.
на тему: «Способности человека»
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.
К вопросу об определении
Рассмотренное вначале статьи определение способностей является общепризнанным. Нельзя, однако, данное определение способностей считать исчерпывающим. В соответствии с ним, человек, обладающий определённой способностью, — тот, кто отличается от других людей, выполняет свою деятельность более успешно, но не только за счёт наличия определённых знаний, умений и навыков. Эти признаки, несомненно, присущи способностям, но не определяют их в полной мере. Практически любая психическая функция может обладать данными признаками. Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, память не сводится к знаниям, умениям или навыкам. А вот определить, является ли память сама по себе способностью или нет — сложно. Можно аналогично рассмотреть темперамент. Люди различаются по типу темперамента, наличие того или иного темперамента может способствовать или препятствовать тому или иному виду деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, где требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Но очевидно, что темперамент — не способность. Значит, данные признаки необходимые, но не достаточные применительно к способностям, и это нужно учитывать. В приведённом определении способностей, отсутствует указание на то, из чего состоит способность.
Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[1] . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
Говоря
о способностях, надо упомянуть, что
они у каждого человека разные.
Каждый человек имеет индивидуально-
Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности»[2] . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.
Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[3]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Конкретный пример:
Для математика недостаточно иметь
хорошую память и внимание. Людей,
способных к математике, отличает
умение уловить порядок, в котором
должны быть расположены элементы,
необходимые для
Музыкальные способности можно разделится на две группы:
Музыкальные способности
в существующий общей психологической
классификации относятся к
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.
Уровни развития способностей:
Стадии развития способностей:
Уровни развития способностей:
Предназначение каждого человека складывается не только из знаний, накопленных им за череду воплощений и данных Свыше, но и из способностей и даров, приданных каждому человеку для реализации предназначенного. В Евангелие от Матфея (10:8) есть такие слова: "больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте". Многие воспринимают понятие "даром" как "бесплатно". Но это не совсем так. Через дар (феномен) Свыше мы получаем своё предназначение в бытии и им же – даром – его реализуем, т.е. феноменом, способностью. Получили в виде дара (феномена), даром же (феноменом) и реализуем предназначенное Свыше.
Дары или феномены даются человеку для того, чтобы ему легче было реализоваться в бытии, найти себя и свой путь, а также обойти все жизненные препятствия с наибольшей эффективностью и наименьшими потерями. В некоторых предназначениях нет перечня феноменов, а есть перечень способностей, которые также даются Свыше и имеют просто несколько более общий потенциал. Далее мы представляем вам перечень возможных феноменов и способностей человека с их краткими описаниями.
Концентрировать огромную физическую силу – феномен, позволяющий человеку в нужной ситуации получить духовную силу Свыше, применимую в физическом мире, в несколько раз превышающую обычные ресурсы физического тела человека. Данный феномен проявляется, как правило, в критических ситуациях, когда человеку угрожает опасность или необходимо проявление силы для спасения другого человека. Реже феномен может проявляться в спорте и спортивных соревнованиях при наличии сопутствующего феномена спортсмена.
Контролировать управление своим телом – феномен, позволяющий человеку управлять собственным телом вопреки привычным рефлекторным командам мозга, т.е. "переключаться" с автономного управления физического тела на управление прямыми командами из невидимого разума минуя посредничество мозга. Данный феномен проявляется, как правило, в ситуациях опасности для жизни человека, особенно при отсутствии времени для обдумывания решения и позволяет избежать угрозы для жизни человека (группировка во время падения, нахождение под водой, автокатастрофа и т.д.).
Целительство без использования лекарств, трав и т.п. – феномен, позволяющий человеку осуществлять процесс исцеления болезней за счет духовной силы, поступающей Свыше. Может проявляться как через прикосновение к больному, так и дистанционно (через обращение к Богу за исцелением). Также данный феномен позволяет получать информацию об оптимальных способах лечения и исцеления человека, а также информацию о духовных причинах любых заболеваний и методах их устранения.
Наличие вежд-глаз разума, осуществляющих видение души с передачей изображения в физическое тело – феномен, позволяющий получать информацию Свыше о духовном состоянии человека, видеть скрытые духовные причины болезней или жизненных проблем человека. В случае, когда данный феномен дается человеку вместе с феноменом целительства, человек получает возможность диагностировать состояние здоровья человека без традиционных методов диагностики (можно дистанционно или при непосредственном контакте) и духовные причины заболеваний. Реже феномен может использоваться для видения духовного состояния человека, его истинных мыслей и чувств.
Способность видеть биополе человека – феномен, позволяющий диагностировать состояние человека и его здоровья через духовное видение его энергетического "поля", духовной "оболочки", внутри которой содержатся духовные силы человека, поступающие Свыше на его каждодневное функционирование и обеспечение жизнедеятельности. Неровности, искажения и т.д. этой "оболочки" свидетельствуют о проблемах в здоровье или самочувствии человека и позволяют диагностировать духовные причины этих недомоганий.
Видеть рукой внутренние органы – феномен, позволяющий диагностировать состояние здоровья человека через прикосновение к нему. Проявляется в прикосновении к больному и позволяет почувствовать по вести Свыше руками (в виде холода/тепла, покалываний и т.д.) – где в организме есть нарушения в функционировании внутренних органов. Данный феномен присущ предназначению целителя.
Способность не реагировать на сильнейшие яды, в т.ч. укусы змей – феномен, обеспечивающий организму человека невосприимчивость к самым сильным ядам, химическим веществам и т.д. Проявляется непосредственно в ситуации возможного заражения или укуса ядовитым насекомым, пресмыкающимся и т.д. Феномен присущ, как правило, предназначению дрессировщика, реже, биолога или натуралиста, химика и т.п.
Понимание языка зверей и птиц – феномен, позволяющий получать информацию Свыше о значении тех или иных повадок животных, птиц и т.д., их сигналов общения, поведения. Понимание языка животных и птиц человеком происходит посредством вразумления Свыше, т.е. в его разум поступает информация о значении тех или иных сигналов, повадок и т.д. Феномен присущ, как правило, предназначению дрессировщика, реже, биолога или натуралиста и т.п.
Способность укрощать и даже убивать диких животных одним взглядом – феномен, дающий человеку духовную силу управления животными на уровне разума, т.е. команды от человека к животному поступают из разума в разум и беспрекословно выполняются животными. Данный феномен – это, своего рода, "отметка" на душе человека, которую животные воспринимают как непосредственную команду к полному подчинению и "чувствуют" без слов. Управление животными при данном феномене может осуществляться даже без слов и видимых манипуляций. Феномен присущ, как правило, предназначению дрессировщика, реже, может быть дан человеку для самозащиты в критических ситуациях, связанных с животными.