Способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

По критерию происхождения выделяют природные и социальные способности.
Природные способности биологически обусловлены, формируются на основе врожденных особых свойств психических познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и др. Так, индивид с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора.
Социальные способности в большей мере обусловлены системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Природные способности  биологически обусловлены, формируются на основе врожденных особых свойств психических познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и др. Так, индивид с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора.

Социальные способности  в большей мере обусловлены системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности. Считается, например, что способности развиваются интенсивнее, если учебный процесс направляется на самостоятельный поиск нужной информации, на гуманизацию, «очеловечивание» школьного процесса через повышение удельного веса предметов художественного цикла, усиление коллективных форм общения, формирование ценностных ориентаций. И наоборот, императивная, «насильственная» система обучения, стремление любыми средствами «насытить» знаниями учеников за счет наращивания объемов учебной информации «маскирует» способности. От таких хронических недугов образования предостерегал еще английский историк XVII в. Г. Бойль, говоря, что истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в их использовании, которое делает его философом. Полезно вспомнить по этому поводу и классика белорусской литературы Я. Коласа, указывавшего на то, что только то знание становится нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его самостоятельно. По направленности на деятельностьразличают общие и специальные, теоретические, практические, учебные, творческие и коммуникативные способности

Элементарные общие способности - это присущие всем людям  
основные формы психического отражения: способность ощущать,  
воспринимать, чувствовать, мыслить, запоминать, принимать реше-  
ния. Элементарные общие способности, проявляющиеся в соответ-  
ствующем действии, сенсорном, волевом, мнестическом, мыслитель-  
ном, навыковом - лежат в основе трех нижеизлагаемых групп спо-  
собностей.  
 
Элементарные частные способности потому и являются частными,  
что присущи не всем людям и не в равной степени. Это сложные  
свойства личности, такие как музыкальный слух, эмоциональная па-  
мять, способность к сопереживанию и т.д. Эти свойства проявляют-  
ся в соответствующей деятельности, например, в творческой и пред-  
располагают к ней.  
 
Сложные общие способности относятся к общечеловеческим ви-  
дам деятельности - труду, учению, игре, общению. В отличие от  
элементарных способностей, о которых говорят в единственном чис-  
ле ("способность мышления" и "воля как способность к достижению  
цели"), о сложных способностях говорят во множественном числе -  
способности к творчеству, способности к эстетической деятельности.  
 
Сложными частными способностями являются специальные, про-  
фессиональные способности, свойственные в разной степени и не  
всем людям. Таковыми являются, в частности, способности актера к  
перевоплощению.  
 
Учащийся, не способный быть актером, возможно, способен быть  
талантливым поваром, так что тезис "каждый способен ко всему"  
неверен. Правильнее говорить о том, что "каждый способен к опре-  
 
деленному виду деятельности" и может быть полезен в обществе  
именно в сфере своих способностей.  
 
Определенная структура личности, которая наделена отрицатель-  
ными для данного вида деятельности чертами, появляется в так  
называемой неспособности или антиспособности. Эмоциональная  
холодность и малоподвижный темперамент плохо пригодны для твор-  
ческой профессии актера и выступают как черты личности, не спо-  
собной к профессиональному виду деятельности. Психологической  
наукой выделяется и понятие "мнимой неспособности", отличающей-  
ся и от "совершенной бездарности".  
 
В способностях раскрывается сложная система взаимодействия  
психических свойств личности, переплетенных с особенностями вы-  
полняемой деятельности. Развитие способностей возможно в раз-  
личном возрасте. Способности могут проявляться как на протяжении  
длительного периода времени, так и кратковременно. Наиболее бла-  
гоприятным для проявления духовных и физических сил человека  
является школьный и студенческий период человеческой жизни.  
 
Иногда о способностях учащихся говорят лишь тогда, когда они  
исключительные и приближаются к таланту. Здесь необходимо ра-  
зобраться в терминах - одаренность, талант и гениальность, чтобы  
понять истину.  
 
Под одаренностью надо понимать совокупность ряда способнос-  
тей, обусловливающих успешную деятельность человека в опреде-  
ленной области и выделяющую его среди других лиц, обучающихся  
или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность  
проявляется разносторонними способами и граничит о талантом.  
 
Слово "талант" в переводе с греческого означает "природное да-  
рование". В античном мире талантом называли наиболее крупную  
денежно-весовую единицу. В настоящее время переносное значение  
этого понятия заключается в том, что талантливым называют челове-  
ка с высокой одаренностью, обеспечивающей ему успешное выпол-  
нение профессиональной работы. Таким образом, талант- это спо-  
собность к определенной деятельности, проявляющейся как творче-  
ство. Высокий уровень творчества, успешность, оригинальность и  
самостоятельность выполнения сложной деятельности - признаки  
таланта. Если в талантливости проявляется высокий уровень разви-  
тия способностей, то гениальность - это высшая степень одаренно-  
сти. Гениальный человек прокладывает новые пути в науке и культу-  
ре. Гений создает эпоху в области своей деятельности. В этом от-  
личие гения от таланта, но и тому, и другому присущи собранность,  
постоянная готовность к напряженной работе, высокая продуктив-  
ность и повышенное качество результатов деятельности. Творчество  
гениального человека всегда имеет большое общественное значе-  
ние.  
 
Материальной основой способностей являются задатки - врож-  
денные морфологические и функциональные особенности мозга.  
Предпосылки способностей соотносят с микроструктурой мозга и  
 
различных органов чувств. Способности ощущений, механической  
памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамен-  
та развиваются на основе врожденных, но не обязательно наслед-  
ственно схожих о родительскими задатков. Моральные качества как  
свойства направленности личности, задатков не имеют и формиру-  
ются в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки,  
развиваются опосредованно. Из задатков хорошего слуха в зависи-  
мости от личности и социальной среды могут сформироваться и  
музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки  
хорошего зрения могут превращаться в художественные способнос-  
ти и в способности часовщика.  
 
Способности тесно связаны со знаниями, навыками, умениями, то  
есть с опытом личности, в том числе с учебным и профессиональ-  
ным.  
 
Профессиональные способности - это совокупность стойких, хотя  
и меняющихся под влиянием обучения и воспитания индивидуально-  
психологических качеств человека, которые на основе компенсации  
одних свойств личности другими определяют успешность обучения,  
выполнения и совершенствования определенной трудовой деятель-  
ности. Правильная оценка профессиональных способностей может  
быть дана лишь с учетом психологической структуры данной профес-  
сиональной деятельности (профессиограмма), так и с учетом психи-  
ческих свойств личности обучающегося (поихограмма) с пониманием  
компенсаторных ресурсов ее.  
 
Способности связаны не только с индивидуально-психологически-  
ми особенностями и с опытом, но тесно взаимодействуют с направ-  
ленностью личности. Творческая способность человека, связана с  
активностью жизненной позиции личности, с ее склонностью, высту-  
пающей как потребность заниматься творчеством. Склонности, рас-  
крывающиеся в интересе, и интерес при наличии устойчивости, могут  
привести к развитию способностей и к высокопродуктивной творчес-  
кой деятельности.

Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;

2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам

Как правило, эффективность  выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей.

Классификация способностей.

1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).

Многие способности являются общими как для человека, так и  для животных.

К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует  отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.

В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.

Специфические человеческие способности (социальные) формируются  как следствие следующих ситуаций:

1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;

2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;

3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;

4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;

5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.

2. Общие и специальные способности.

Общие способности влияют на успешность выполнения различных  видов деятельности.

3. Теоретические и практические способности.

Теоретические свидетельствуют  о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.

4. Учебные и творческие способности.

Учебные способности проявляются  при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при  создании каких-то новых, до этого никем  не созданных предметов материальной и духовной культуры.

5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.

Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

Предметно-познавательные –  это способности к различным  видам теоретической и практической деятельности.

Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют  друг друга.

иды способностей классифицируются по различным признакам: источники  их происхождения, направленность на деятельность, уровень развития, наличие условий  для развития, уровень развития.

По критерию происхождения  выделяют природные и социальныеспособности.

Природные способности  биологически обусловлены, формируются на основе врожденных особых свойств психических познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и др. Так, индивид с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора.

Социальные способности  в большей мере обусловлены системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности. Считается, например, что способности развиваются интенсивнее, если учебный процесс направляется на самостоятельный поиск нужной информации, на гуманизацию, «очеловечивание» школьного процесса через повышение удельного веса предметов художественного цикла, усиление коллективных форм общения, формирование ценностных ориентаций. И наоборот, императивная, «насильственная» система обучения, стремление любыми средствами «насытить» знаниями учеников за счет наращивания объемов учебной информации «маскирует» способности. От таких хронических недугов образования предостерегал еще английский историк XVII в. Г. Бойль, говоря, что истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в их использовании, которое делает его философом. Полезно вспомнить по этому поводу и классика белорусской литературы Я. Коласа, указывавшего на то, что только то знание становится нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его самостоятельно. По направленности на деятельностьразличают общие и специальные, теоретические, практические, учебные, творческие и коммуникативные способности.

Яндекс.ДиректВсе объявления Рояли и пианино по выгодным ценам Официальный дистрибьютор. Гарантия. Бесплатная доставка. Сервис.hall.zonazvuka.ru 

Общие способности обслуживают наиболее важные требования со стороны многих видов деятельности и успешного общения с людьми (например, точность движений, качество речи, высокий интеллектнеобходимы во многих видах деятельности).

Специальные способности обеспечивают требования отдельных видов деятельности за счет специальных качеств личности, относящихся, например, к музыке, математике, спорту. Так, «чистый» тенор обеспечивает его обладателя возможностью работать солистом хора и держать основную мелодию в многоголосии. Аналогичные примеры можно привести для сфер педагогической и организаторской деятельности.

Однако есть возражения против деления способностей по виду деятельности на общие и специальные. Дело в том, что одни и те же способности могут обслуживать различные виды деятельности. Если, например, индивид с рождения обладает хорошей памятью и наблюдательностью, то он может оказаться способным заниматься теми видами деятельности, которые требуют оперативного сохранения больших объемов исходной информации (экономические и политическиеаналитики, математики, профессиональные разведчики).

В этой связи оппоненты (например, Б. М. Теплов) предлагают учитывать в  способностях общие и специальные  аспекты. «Общее» всегда построено  на «особенном» (специальном) и не может  без него существовать. В противном  случае общее превращается н аморфное и лишенное содержания абстрактное  «ничто». Если же из «особенного» исключить  «общее», то содержание «особенного» сужается, что теряется смысл говорить о  способностях («он хорошо моет тарелки  после обеда» - вряд ли кто-либо увяжет это качество со способностью).

Те же соображения высказываются  оппонентами относительно других видов  способностей, ориентированных на виды деятельности.

Теоретические и  практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором - в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

По наличию условий  для развития различают следующие  виды способностей: 
- потенциальные - «отложенные» во времени способности, для проявления которых требуются соответствующие условия (например, в мире есть много «Ло моносовых» и «Циолковских», оставшихся неизвест ИЫМИ из-за различного рода обстоятельств, не полно ливших им проявить свой дар); 
- актуальные, потребность в которых проявляется «сейчас и здесь», в конкретной обстановке и деятельности.

Виды способностей по уровню развития подразделяются на одаренность, талант и гениальность.

Одаренность - это  совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков. Даже наличие практического мышления, коммуникабельности, ориентации на успех еще не дает гарантии человеку стать руководителем высокого ранга при недостаточной профессиональной подготовке в выбранной области и незначительном социальном опыте. Говоря об одаренной личности, обыч но приписывают ей такие характеристики, как инновационность, любознательность, воображение, раскованность мышления, интуиция, уверенность в себе.

Понятие «одаренный» чаще относят к детям, подросткам, юношам. Частичка «дар» в этом понятии  подразумевает наследственную природу  одаренности, но этот момент может претендовать лишь па статус гипотезы. В противном  случае все дети одаренных людей  были бы одаренными, что в истории  пока не зафиксировано. Например, никто  из потомков Нобелевских лауреатов  не повторил научные достижения своих  знаменитых родственников.

Талант - одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. Это способность делать то, чему человека никто и никогда не учил. В отличие от одаренности понятие таланта относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью (в сфере математики, музыки, военного дела, техники и т.д.). Иван Павловрассказывал, что во время учебы в духовной семинарии таланты искали не среди круглых отличников», а среди тех, кто резко выделялся по успеваемости в одном-двух предметах, что свидетельствовало о творческой личности и огромном интересе к данной области.

Гениальность (лат. genius - дух) - высший уровень способностей,когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти результаты обеспечиваются через общие и специальные способности в ряде областей. Например, М. Ломоносов проявил незаурядные способности в естественных науках, искусстве и литературе.

Четкую границу между  талантом и гениальностью провести сложно. Но считается, что гениальность требует предельно развитых качеств личности, таких, Как склонность к самосовершенствованию, целеустремлённость, терпеливость и даже самопожертвование. Ведь гений устремлен в будущее, в перспективу, он «стреляет в цель, которую никто еще не видит». В сиюминутной же жизни, по выражению А. Шопенгауэра, от него проку не больше, чем от телескопа в театре.

Сравнивая понятия таланта  и гениальности, можно сказать, что  таланту предначертано работать, а гениальности - творить. Человек  обладает талантом, а гениальность владеет человеком.


Информация о работе Способности человека