Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:58, реферат
В своей работе я хочу провести обзор литературы, посвящённой исследованиям структуры таких явлений как: способности, одаренность и талант, как в психологии, так и в смежных отраслях.
Введение
Проблема выявления
В разные периоды человечества, в зависимости от представлений о природе людей, к способностям и одаренности относились по-разному.
В наше время, в период научно-технического
прогресса современным детям
приходится многое вмещать в свою
память. Кроме этого, родители хотят
видеть своё чадо всесторонне развитым
и стараются записать одновременно
в несколько кружков или
В своей работе я хочу провести обзор литературы, посвящённой исследованиям структуры таких явлений как: способности, одаренность и талант, как в психологии, так и в смежных отраслях.
Изучением способностей, таланта,
одаренности занимались многие психологи
как в нашей стране и за рубежом.
Среди них можно выделить работы
известного советского ученого, доктора
педагогических наук в области психологии
Б.М. Теплова. Стоит также отметить
работы ученика и сотрудника Теплова,
известного отечественного психолога,
доктора психологических наук Н.С.
Лейтеса. Его работы по изучению психики
одаренных, талантливых детей занимают
видное место в русской психологии.
Также изучением данной темы занимались
такие психологи как В.Н.
1. СПОСОБНОСТИ
1.1. Основные понятия
Когда мы пытаемся понять и
объяснить, почему разные люди, обстоятельствами
жизни, поставленные в примерно одинаковые
условия, достигают разных успехов,
мы обращаемся к понятию способности,
На мой взгляд, способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Таким образом, способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.
А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение «способности»:
«Способности — это
такие психологические
Значительный вклад в
разработку общей теории способностей
внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов.
Он выделил «три признака способностей,
которые и легли в основу определения,
наиболее часто используемого
В.Н.Дружинин считал, что чем больше развита у человека способность, тем он быстрее и успешнее овладевает какой-либо деятельностью, а процесс обучения и сама работа, в той сфере, в которой он не имеет способностей, дается ему субъективно тяжелее.
По мнению Теплова, способности
не могут существовать иначе, как
в постоянном процессе развития. Способность,
которая не развивается, которой
на практике человек перестает
К.К. Платонов в книге «О системе психологии» дает следующую формулировку понятию "способность":
«Способности — это
совокупность свойств личности, уже
входящих в четыре ее основные подструктуры,
но только тех из них, которые нужны
для освоения определенной деятельности,
выполнения ее и совершенствования
в ней. Способности — это степень
соответствия данной личности в целом
требованиям определенной деятельности,
раскрытая через структуру
Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При равных условиях (уровень
подготовленности, знания, навыки, умения,
затраченное время, умственные и
физические усилия) способный человек
получает максимальные результаты по
сравнению с менее способными
людьми, а высокие достижения способного
человека являются результатом соответствия
комплекса его нервно-
1.2. Условия формирования способностей
В своих трудах Б.М.Теплов
указывает на некоторые условия
формирования способностей. Сами по себе
способности не могут быть врождёнными.
По мнению ученого, врождёнными могут
быть только задатки. Под задатками
он понимал некоторые анатомо-
Говоря о способностях,
необходимо упомянуть то, что они
у каждого человека разные. Каждый
человек имеет индивидуально-
1.3. Виды способностей
Способности делятся на общие и специальные. Ученые выделяют следующие виды специальных способностей:
1. учебные и творческие
2. умственные и специальные
3. математические
4. конструктивно-технические
5. музыкальные
6. литературные
7. художественно- изобразительные.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Когда мы изучаем психологическую характеристику способностей, можем выделить качества, которые отвечают требованиям не одной, а одновременно нескольких видов деятельности, и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть очень ярко выражены. Это говорит о наличии у людей разносторонних способностей, а также об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Приведем конкретные примеры:
Для человека, занимающегося
математикой, недостаточно иметь только
хорошую память и внимание. Людей,
которые имеют способности к
математике, отличает умение упорядочить
элементы, необходимые для
Среди музыкальных способностей можно выделить:
1. технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
2. слуховые (музыкальный слух).
Обе группы относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
2. ОДАРЕННОСТЬ
2.1. Основные понятия
Одарённость — это уровень развития каких-либо способностей человека, который связан с их развитием, но, от них независимый. Впервые данное понятие было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Одаренности принято разделять на «художественную» и «практическую». То, насколько рано у ребенка проявляются какие-либо способности, говорит о его одаренности. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможности для его достижения. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой умений, знаний и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной (к одному виду деятельности) и общей (к разным видам деятельности). Чаще они сочетаются между собой. Например, А. С. Пушкин писал как стихи, так и прозу, а ещё, прекрасно иллюстрировал свои произведения; Леонардо да Винчи был художником, инженером, а также выдающимся естествоиспытателем; известный ученый М.В.Ломоносов занимался поэзией, а также был неплохим художником.
Также наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна:
«Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни».
Несмотря на критику, со стороны английского психолога Ч. Спирмена, который направил свои возражения против «приспособления», определение, данное В. Штерном, остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.
Одаренность является функцией
всей системы условий
Природные задатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они являются лишь одним из неотъемлемых компонентов системы условий, которые определяют развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности.
Одаренность проявляется лишь через взаимосвязь с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Она выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит та или иная деятельность. Для развития одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, которые выдвигаются в ходе деятельности человека. Например, требований, которые ставит перед учеником учебная программа. Чтобы наблюдать динамику, данные требования должны быть достаточно высокими.
Кроме этого, ученые выделяют и специальную одаренность. Она определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность человека, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
2.2. Типы одаренности
Систематизация типов одаренности определяется критерием, который положен в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. А количественные - позволяют описать степень их выраженности.
Информация о работе Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях