Способности, задатки, развитие способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 23:07, реферат

Описание работы

Индивидуальные различия — это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
В основе индивидуального различия в способностях людей лежат задатки, талант, одаренность и гениальность. Но необходимо также отметить, что большую роль в развитии способностей играет труд.

Содержание работы

Введение 2
Понятие о способностях 3
Понятие задатков 3
Природа человеческих способностей 3
Развитие способностей 3
Понятие о способностях 4
Способности , задатки и индивидуальные различия людей 10
Развитие способностей 18
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

психология 2.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, т.е. ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального учения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо учение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат учения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за не удачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Общепризнанного определения распространенным является определение немецкого психолога В Штерна Он формулирует его так: \"Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышления ния на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни \"Оно подверглось критике, в частности, со стороны английского психолога Ч Спирмена, который направил свои отрицание ния против \"приспособления\" и теологичности штернивського определения Несмотря на это, определения В Штерна остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренностианні проблеми обдарованості.

Одаренность - это как природный дар, который человек получает, то наследственно обусловленное Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности Она неразрывно связанного связана со всей жизнью личности и потому оказывается на разных этапах ее развития Природные задатки организма сами собой не детерминируют однозначно одаренности человека Они лишь являются неотъемлемыми компонентами м той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение: внутреннее всегда опосредованное внешней и неотделимо от него.

Одаренность обнаруживается только через свою соотнесенность с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека Она выражает внутренние задатки и возможности человека, т.е. внутренние психологические у условия деятельности в их соотнесении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности особенно существенное значение имеет оптимальность уровня требований, предъявляемых во время деятельности людей, например, требований, которые ставит ученику учебная программа .Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими, однако посыльнымими.

Специальная одаренность определяется соотнесением внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности Это соотнесение является не только абстрактным, но и реальным связью, что приводит к формирования одаренности Специальные способности определяются наклоном к отдельным специальных видов деятельности Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности

В литературе, посвященной проблеме одаренности, вопрос о общую и специальную одаренность является наиболее дискуссионным

С целью установления соотношения умственного и хронологического возраста В Штерн ввел понятие 10 - интеллектуального коэффициента Это попытка определить не просто уровень одаренности, но и темп развития Однако, по сути, 10 устанавливает только уровень развития, достигнутый на конкретном его этапе время практическое значение измерения одаренности заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитии в соотнесении с условиями жизнедеятельности.

В психологическом учении о личности, способности и одаренность являются важными составляющими общей структуры личности. Они связаны с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психических развитий личности в процессе ее воспитания и общественно-практической деятельности Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, индивидуальные различия — это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

В основе индивидуального различия в способностях людей лежат задатки, талант, одаренность и гениальность. Но необходимо также отметить, что большую роль в развитии способностей играет труд. П. Чайковский писал, что вдохновение не любит ... лениво. По 16 часов в сутки работал Т. Эдисон, который на вопрос о причине его гениальности отвечал, что она является результатом 99 процентов пота и 1 процента таланта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Р. С. Немов, «Психология  и педагогика»  2007г.

2. А. Анастази «Дифференциальная психология» 2008г.

3. Б. М. Теплов «Способности  и одарённость» 2008г.

4. Маклаков А. Г. Общая  психология. — СПб.: Питер, 2001 – с.540

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в  общую психологию. М., 2006.

6. Лейтес Н. С. Умственные способности  и возраст. — М.: Педагогика, 2009

7. . Рубинштейн С. Л. Проблемы общей  психологии. — М.: Педагогика, 2010

 


 



Информация о работе Способности, задатки, развитие способностей