Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:57, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами -- лицами или группами.
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
2 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
3 СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
3.1 Профилактика и прогнозирование конфликтов
3.2 Технология предупреждения конфликтов
3.3 Приемы предупреждения конфликтов
4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.2
Технология предупреждения конфликтов
Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.
Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.
Предконфликтная
ситуация возникает обычно не внезапно,
а постепенно. Важно вовремя определить,
что эмоциональный накал спора начинает
превышать допустимый, и грамотно прекратить
его. Признаками обострения спора могут
быть мимика, покраснение лица, жесты,
содержание, темп и тембр речи. Грамотно
прекратить или сгладить спор можно следующими
приемами: сказать, что в чем-то правы Вы,
а в чем-то Ваш оппонент; свести проблему
к шутке; перевести разговор на другую
тему; уступить, если проблема спора не
особенно важна для вас, и словесная уступка
не обязывает к каким-то действиям по ее
реализации; сказать, что Вы не успели
всесторонне разобраться в проблеме и
предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению,
например, завтра (когда эмоции улягутся).
3.3
Приемы предупреждения конфликтов
Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Для предупреждения конфликта необходимо уметь:
- определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.
- понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.
- проявлять терпимость к инакомыслию.
- заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.
- управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.
- быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.
- общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.
-
сохранять конструктивные способы взаимодействия
с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных
факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.
4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.
Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции -- полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «сотрудничество» изначально заложен смысл-- достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.
Толерантность в общении -- позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью -- нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:
* предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы -- представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) -- национализм, шовинизм, расизм;
* насилие в поступках и в речи -- преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;
* экстремизм во взглядах и поступках -- терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;
* эксплуатация;
* дискриминация, изоляция в обществе -- по половому признаку, мигрантофобия.
Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших студентов, например, задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.
Основные критерии толерантности:
* позиция на равных и учет интересов другого;
* отказ от насилия;
* осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;
* подчинение правилам, законам (по доброй воле);
* позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);
* способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;
*
способность личностного выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Конфликт - это наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни общества в целом.
2. В основе предупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные ценности человека, которые обозначают наши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности. Порядочный и хорошо воспитанный человек просто не будет доводить ситуацию до конфликта, а постарается его предупредить.
3. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.
4. Важной составляющей предупреждения конфликта также является осознанное отношение к собственным психологическим проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования.
5.
Толерантность предполагает готовность
человека принять других такими, какие
они есть, и взаимодействовать с ними на
основе согласия. Это активная позиция
сторон, заинтересованных в совместном
результате, который должен способствовать
пониманию, развитию отношений и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Способы и приемы воздействия на оппонента по предупреждению конфликта