Способы и приемы воздействия на оппонента по предупреждению конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:57, реферат

Описание работы

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами -- лицами или группами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
2 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
3 СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
3.1 Профилактика и прогнозирование конфликтов
3.2 Технология предупреждения конфликтов
3.3 Приемы предупреждения конфликтов
4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Конфликтология реферат.rtf

— 159.69 Кб (Скачать файл)

     3.2 Технология предупреждения конфликтов 

     Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

     Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.

     Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).  

     3.3 Приемы предупреждения конфликтов 

     Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Для предупреждения конфликта необходимо уметь:

      - определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

     - понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

     - проявлять терпимость к инакомыслию.

     - заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.

     - управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.

     - быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.

     - общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.

     - сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.  

 

      4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 

     В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.

     Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции -- полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «сотрудничество» изначально заложен смысл-- достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.

     Толерантность в общении -- позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью -- нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:

     * предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы -- представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) -- национализм, шовинизм, расизм;

     * насилие в поступках и в речи -- преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;

     * экстремизм во взглядах и поступках -- терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;

     * эксплуатация;

     * дискриминация, изоляция в обществе -- по половому признаку, мигрантофобия.

     Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших студентов, например, задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.

     Основные критерии толерантности:

     * позиция на равных и учет интересов другого;

     * отказ от насилия;

     * осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;

     * подчинение правилам, законам (по доброй воле);

     * позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);

     * способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;

     * способность личностного выбора. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, можно сделать следующие выводы:

     1. Конфликт - это наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни общества в целом.

     2. В основе предупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные ценности человека, которые обозначают наши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности. Порядочный и хорошо воспитанный человек просто не будет доводить ситуацию до конфликта, а постарается его предупредить.

     3. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.

     4. Важной составляющей предупреждения конфликта также является осознанное отношение к собственным психологическим проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования.

     5. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, который должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д. 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности . - 2006. - № 1.
  2. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Конфликтология. Спб., 2001.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. -- СПб., 2000.
  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. -- СПб., 2003.
  5. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. -- 3-е изд. -- СПб., 2004.
  6. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина. -- М., 2007.
  7. Майерс Д. Социальная психология. -- СПб., 1997.
  8. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник. - 3-изд., исправ. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  9. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -- 2002. -- № 2.
  10. Мольц М, Я -- это Я, или Как стать счастливым. -- СПб., 1992.
  11. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. -- СПб., 2001.
  12. Скотт Д. Г. Конфликты: пути их преодоления. -- Киев, 2001.
  13. Скотт Д. Г. Сила ума: Способы разрешения конфликтов. -- СибВИС, 1994.
  14. Солдатова Г. У., ШайгероваЛ.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. -- М., 2000.
  15. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А.Лабунской. -- М., 2004.

Информация о работе Способы и приемы воздействия на оппонента по предупреждению конфликта