Способы преодоления и предотвращения стресса у учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 08:16, статья

Описание работы

Тема стресса столь актуальна в наше время, т.к. на каждом отрезке жизненного пути мы сталкиваемся с препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

А.Тулеген

1 курс, КГУ им.Ш.Уалиханова  г.Кокшетау, Казахстан

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ  И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТРЕССА У УЧАЩИХСЯ

Тема стресса столь  актуальна в наше время, т.к. на каждом отрезке жизненного пути мы сталкиваемся с препятствиями, которые неизбежно  сопровождаются стрессами. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления особенно у учащихся в период становления.

«Стресс – это не то, что с  вами случилось, а то как вы это  воспринимаете», изрек в далекие времена «отец» теории стрессов Ганс Селье. Действительно это так, стресс плотно закреплен в нашей обыденной жизни. Его испытывают абсолютно все, независимо от социального статуса, возраста, материального положения. Стресс это актуальная проблема жизни. Среди молодежи часто слышишь «У меня депрессия», «Я переживаю стресс», но хочу заметить, что стресс это не всегда отрицательные эмоции, есть форма, которая называется эустресс, и подразумевает под собой «позитивный стресс». В разном периоде возраста, каждый человек переносит эту нагрузку на организм по-разному. Если человек слабовольный, то он может начать лечиться алкоголем, психотропными веществами, сильная личность попытается урегулировать ситуации в свою пользу. Главное это понять с чего начал стартовать стресс.

 Но, в своей  работе мы хотим остановиться  на том, как переносят стресс  учащиеся средней школы. В природе  нет идентичных вещей, как и  не встречаются одинаковые склады  характеров. Некоторые дети могут  попросту замкнуться в себе, и  не рассказывать о тех переживаниях, которые так тяготят душу ребенка. Взрослые часто заняты какими-то бытовыми делами, и не каждый в силах разглядеть назревшую проблему. Мы рассматривали достаточно критический возраст 13-14 лет. По нашему мнению это достаточно опасный возраст для ребенка, в этот период времени дети подвержены стрессовой нагрузке. Причем идет она ото всюду, школа, одноклассники, улица, друзья, дом, родители – все влияет на становлении психики будущего индивида. Сегодня детство многих детей не назовешь беззаботным. Стресс может сопровождать первые шаги ребенка, его первый день в школе, первую тренировку по футболу, половое созревание.

Как и у взрослых, стресс у детей является характерным  и индивидуальным для каждого  из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время [1, c.309-310].

Один ребенок может  легко проносится через дни учебы  в школе без всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество  в школе кажется настолько  пугающим, что у него начинаются боли в животе и головные боли даже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке. Под влиянием стресса у детей начинается депрессия, вспышки ярости, замкнутость, закрытость от друзей и окружающего мира. Явление того, что у подростка приобретаются нервные привычки или судорожный тик, не есть необычное явление. Часто это выражено многократным миганием, дерганьем, частым сглатыванием слюны.

Можно ли избежать стресса? Нет, этого практически невозможно, да и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуаций нередко трудно отказаться, даже если такая возможность и существует. Разве откажется спортсмен от участия в трудных соревнованиях? А какой фронтовик откажется от волнующей встречи с однополчанами? «Стресс не следует избегать», - советует Г. Селье, поскольку «полная свобода от стресса означает смерть» [2].

Чего же следует избегать? Дистресса, под которым  ученый  понимает вредоносный или неприятный стресс. Дистресс – это ситуация, когда струны не выдерживают, когда они рвутся и мелодия останется несыгранной.

Стресс подростка – большая  опасность,  потому что у детей  он может и накапливаться, и каждый отрезок времени тяготить сознание и душу ребенка, который как свободолюбивый зверек, загнан в угол неуютной клетки! И он не сможет выйти, из этой клетки, без помощи близкого ему человека.

Голос музыкального инструмента –  скрипки, есть голос души ребенка. Согласно представлениям греческих философов  выделяется четыре стихии жизни: стихия Огня, стихия Земли, стихия Воздуха  и стихия Воды. Все они размеренно присущи гармоничной жизни человека. И только душа решает и призывает сущность человека какой то определенной стихии отдавать большее предпочтение. А также благодаря только душе, настраивается гармония между ними. У скрипки четыре струны, и смычок которым управляет человек. Четыре струны есть четыре стихии, смычок и есть душа. Вся наша жизнь музыка! И именно отрицательный стресс у ребенка, может помешать чистому звучании «его» дальнейшей композиции, и разрушить «симфонию» раз и навсегда.

Стресс – бич современности, усилия от него избавится навсегда окажутся напрасными! Главное не доводить его до печального конца, вовремя отследить назревшую опасность. Ребенку в этом мире сложнее, он находится на распутье: поведать о своих тревогах или держать в себе, сказать, то кому? Родителям, друзьям, учителям?

Путешествуя по просторам «всемирной паутины» и введя в поисковике одно единственное слово «СТРЕСС», нашлось неимоверно огромное количество результатов, а именно 24 500 000. Это говорит о том, что сейчас, в наше время стресс ни есть что-то не понятное, и не объясняющее. Канадский физиолог Ганс Селье, дал следующее определение этому фактору: стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Для ребенка в рассматриваемом мною возрасте, стресс может послужить толчком к переходному возрасту. Но не будем забывать что существует и положительная форма стресса, которая позволяет находиться в приподнятом настроении, позволяет радоваться миру, и видеть его в ярких красках, верить людям, доверять друзьям. Стресс плотно закреплен среди нас, он в каждом, он является неотъемлемой частью жизни, как взрослого, так и ребенка!

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощения энергетических ресурсов. Психофизиологическое состояние подростка можно измерить с помощью психофизиологических методик, диагностирующих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы [3].

Спор с близким человеком  не должен вызывать стресса, но чаще всего  именно это и происходит, потому что мы позволяем себе разозлиться и обидеться. Ситуации, способные напугать большинство людей, у других не вызывают стрессового состояния. Например, для космонавтов возвращение с Луны на Землю не является стрессовым по природе, если они верят в свой корабль, уверены, что их работа не более опасна, чем утренняя прогулка по окрестностям. Однако, если они начнут задумываться о том, что может произойти, когда в компьютере перегорит пара малюсеньких микросхем, стресс обеспечен. А ведь обстоятельства одни и те же - возвращение космического корабля домой. Именно восприятие этой ситуации - опасна она или не опасна - делает ее стрессовой или наоборот.

Шум среди ночи в доме может вызвать предельно стрессовую ситуацию - если вы предположите, что к вам забрался грабитель. Но если вы уверены в том, что это кошка скребется в дверь, возвращаясь с ночной прогулки, у вас не будет никакого стресса.

В современной  жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: «Стресс – это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое». Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.

Существует множество толкований стресса, но во всех прослеживается общее начало: стресс -  есть реакция человека на то, что с ним случается в жизни. Большинство событий и обстоятельств, за исключением физических травм, не должны быть стрессовыми. Наша собственная реакция делает их такими.

В качестве выводов нашей  научной  работы по теме: “Способы преодоления и предотвращения стресса у учащихся”, необходимо отметить следующее.

Тема профилактики стрессовых состояний интересна и многоаспектна, дальнейшее ее изучение возможно продолжить на основании библиографического списка литературы приведенного нами в конце работы. Нами будет проведена практическая работа по профилактике и коррекции  стресса у учащихся на педагогической практике.

Список литературы:

  1. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 1981 – 383с., стр. 309, 310.
  2. Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. – Москва: ЧеРо, 2002. 725 с.
  3. Психологическая диагностика. // под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-100429.html



Информация о работе Способы преодоления и предотвращения стресса у учащихся