Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:58, реферат
Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении межэтническими конфликтами в многоэтническом обществе.
Способы разрешения межэтнических конфликтов
Окончательно разрешить
тот или иной межэтнический конфликт
невозможно. Пока существуют этносы, будут
периодически возникать противоречия
в их взаимодействиях. Поэтому проблема
состоит в том, чтобы выявить
межэтнические противоречия, не допустить
применения насилия, найти эффективные
способы урегулирования спорных
вопросов. Речь, по сути, идет об управлении
межэтническими конфликтами в многоэтническом
обществе.
Для того чтобы выработать стратегию управления
этническими отношениями, необходимо
на всем полиэтническом пространстве
найти общие взаимоприемлемые ценности
и нормы. Необходимо выработать общие
правила игры, которые, с одной стороны,
были бы достаточно универсальными, чтобы
охватить ценностно-нормативным полем
все многоэтническое общество, а с другой
- не ущемляли бы частных традиций, обычаев,
ценностей и интересов, входящих в полиэтническое
пространство этносов. Поэтому возникает
вопрос о заключении своего рода «общественного
договора» между государством и всеми
входящими в состав государства этносами.
Такой договор не может регламентировать
все детали межэтнического взаимодействия,
но он должен содержать основополагающие
нормы и принципы: гарантии безопасности
личности и этноса, равноправие, запрет
на применение насилия при возникновении
противоречий, решение конфликтов мирными
способами и т. д. При этом правила игры
не должны отдавать предпочтение одному
из участников конфликта. Только в этом
случае они будут эффективными.
Роль верховного арбитра в решении спорных
проблем и гаранта в выполнении договора
должна быть делегирована федеральному
Центру (или специально созданному для
этих целей институту власти) с безусловным
признанием его полномочий (легитимности).
Для самореализации этнических групп
в рамках своей субкультуры им необходимо
передать часть федеральной власти при
условии соблюдения всеми общих принципов
общественного договора. Но чтобы делиться
властью, государство должно быть достаточно
сильным (желательно и экономически), чтобы
при необходимости иметь возможность
силовыми методами пресекать сепаратистские
и экстремистские поползновения в межэтнических
отношениях.
Если межэтнический конфликт не удалось
выявить и предотвратить на стадии зарождения,
то первостепенной задачей является прекращение
насилия (если оно имело место). Далее необходимо
перевести конфликтное взаимодействие
сторон в форму диалога. Существуют два
уровня диалога: диалог как цель взаимодействия
и диалог как средство достижения цели.
Если диалог между субъектами конфликта
по тем или иным причинам невозможен, то
возникает необходимость привлечения
посредников. Посредничество является
наиболее мягкой формой участия третьей
стороны в урегулировании конфликта.
Следующим шагом в урегулировании конфликта
является обращение в арбитраж, если его
решения станут обязательными для исполнения
всеми участниками конфликта.
Существует также обязательный арбитраж,
который находится на грани между регулированием
и подавлением конфликта.
Крайней формой регулирования межэтнических
конфликтов является подавление силой.
Для прекращения кровопролития и гражданской
войны на территории бывшей Югославской
федерации поэтапно применялись посредничество,
арбитраж, обязательный арбитраж и частично
подавление (бомбежка сербских боевых
позиций авиацией НАТО и угроза применения
силы). Силовым методом был также остановлен
осетино-ингушский военный конфликт.
В настоящее время в России отсутствует
стратегия в развитии межэтнических отношений.
Действия федерального Центра напоминает
пожарную команду, которая пытается тушить
уже вспыхнувшие пожары межэтнических
конфликтов. Чтобы исправить положение,
необходимо разработать и принять долговременную
программу межэтнической стабилизации,
интеграции, кооперации и межэтнического
сотрудничества. В рамках этой программы
необходимо предусмотреть создание специализированной
сети организаций по предупреждению и
урегулированию конфликтов. Например,
конфликтологический мониторинг для выявления
конфликтных ситуаций на ранней стадии
развития и выработки соответствующих
рекомендаций по их урегулированию. Необходимо
также создать службу быстрого реагирования
для защиты людей от насилия и локализации
конфликта.
Информация о работе Способы разрешения межэтнических конфликтов