Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления.
При этом перед нами поставлены следующие задачи:
обобщить материал о видах мышления;
рассмотреть мышление как один из познавательных процессов;
определить особенности развития и диагностики мышления;
изучить методы исследования мышления;
обобщить способы развития мышления;
Введение 3
1. Мышление 5
1.1. Понятие о мышлении 5
1.2. Основные операции как стороны мыслительной деятельности 5
1.3. Логические операции мышления 7
1.4. Основные фазы мыслительного процесса 8
1.5. Виды мышления 10
2. Способы развития мышления 15
2.1. Концепции развития мышления 15
2.2. Связь мышления с памятью, ощущениями, восприятием 17
2.3. Взаимосвязь мышления и речи 18
2.4. Мотивация мышления 20
2.5. Мышление при решении задач 26
2.6. Индивидуальные особенности мышления 26
2.7. Формирование мышления 29
Заключение 30
Литература 31
Оглавление
Введение 3
1. Мышление 5
1.1. Понятие о мышлении 5
1.2. Основные операции как стороны мыслительной
деятельности 5
1.3. Логические операции мышления 7
1.4. Основные фазы мыслительного процесса
8
1.5. Виды мышления 10
2. Способы развития мышления 15
2.1. Концепции развития мышления 15
2.2. Связь мышления с памятью, ощущениями,
восприятием 17
2.3. Взаимосвязь мышления и речи 18
2.4. Мотивация мышления 20
2.5. Мышление при решении задач 26
2.6. Индивидуальные особенности мышления
26
2.7. Формирование мышления 29
Заключение 30
Литература 31
Введение
Мышление
- верх блаженства и радость жизни,
доблестнейшее занятие
Аристотель
Проблема развития мышления волнует умы
ученых и общественность с древних времен.
Долгое время процесс мышления рассматривался
в качестве предмета изучения таких дисциплин
как философия, религия, логика. Лишь позднее
проблема мышления стала рассматриваться
в психологии и стала предметом точного
экспериментального исследования. В работе
описана последовательность развития
мышления, начиная с раннего возраста,
этапы формирования наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического
мышление, даны их характеристики. Указаны
виды мыслительной деятельности в зависимости
от типа решаемых задач, направленности.
Рассмотрены взаимосвязи видов мышления
и переход одного вида мыслительной деятельности
в другой. В данной работе описаны различные
теории мышления, материалистический
и идеалистический подходы. Тема изучения
мышления остается актуальной и сейчас.
Мышление изучают и психология, и физиология,
и патология, и психиатрия. Путем наблюдения,
эксперимента, тестирования, клинических
исследований выявляют дефекты развития
мышления, находят способы их коррекции.
Все это было бы невозможно, без знания
основ процесса развития мышления, без
исследовательской деятельности древних
и современных ученых.
Способность к мышлению постепенно формируется
в процессе развития человека, развитие
его познавательной деятельности. Познание
начинается с отражения мозгом реальной
действительности в ощущениях и восприятиях,
которые составляют чувственную основу
мышления.
О мышлении человека можно говорить с
того времени, когда он начинает отражать
некоторые простейшие связи между предметами
и явлениями и правильно действовать в
соответствии с ними.
Так как мышление – высшая форма отражения
мозгом окружающего мира, наиболее сложный
познавательный процесс познания мира,
свойственный только человеку, то очень
важно развивать и исследовать развитие
мышления, начиная с раннего возраста.
Цель нашей курсовой работы: выявить основные
закономерности развития и диагностики
мышления.
При этом перед нами поставлены следующие
задачи:
При написании работы были использованы
следующие методы научно-педагогического
исследования:
1.Мышление
1.1.Понятие о мышлении
Познание объективной
Мышление расширяет границы нашего познания.
Ощущения и восприятия отражают отдельные
стороны явлений, моментов действительности
в более или менее случайных сочетаниях.
Мышление соотносит данные ощущений и
восприятий – сопоставляет, сравнивает,
различает, раскрывает отношения, опосредования
и через отношения между непосредственно
чувственно данными свойствами вещей
и явлений раскрывает новые, непосредственно
чувственно не данные абстрактные им свойства;
выявляя взаимосвязи и постигая действительность
в этих ее взаимосвязях, мышление глубже
познает ее сущность. [3]
C. Л. Рубинштейн определил мышление таким
образом: «Мышление – это движение мысли,
раскрывающее связь, которая ведет от
отдельного к общему и от общего к отдельному.
Мышление – это опосредованное – основанное
на раскрытии связей, отношений, опосредований
– и обобщенное познание объективной
реальности.» [3]
1.2.Основные операции
как стороны мыслительной
Анализ и синтез — важнейшие
мыслительные операции, неразрывно связанные
между собой. В единстве они дают
полное и всестороннее знание действительности.
Анализ — это мысленное расчленение предмета
или явления на образующие его части или
мысленное выделение в нем отдельных свойств,
черт, качеств. Воспринимая предмет, мы
можем мысленно выделять в нем одну часть
за другой и таким образом узнавать, из
каких частей он состоит.
Синтез — это мысленное соединение отдельных
частей предметов или мысленное сочетание
отдельных их свойств. Если анализ дает
знание отдельных элементов, то синтез,
опираясь на результаты анализа, объединяя
эти элементы, обеспечивает знание объекта
в целом.
Так же как и анализ, синтез может осуществляться
при непосредственном восприятии предметов
и явлений или при мысленном представлении
их. Различаются два вида синтеза: как
мысленное объединение частей целого
(например, продумывание композиции литературно-художественного
произведения) и как мысленное сочетание
различных признаков, свойств, сторон
предметов и явлений действительности
(например, мысленное представление явления
на основе описания его отдельных признаков
или свойств).
Анализ и синтез часто возникают в начале
практической деятельности. Развиваясь
на основе практической деятельности
и наглядного восприятия, анализ и синтез
должны осуществляться и как самостоятельные,
чисто умственные операции. В каждом сложном
процессе мышления участвуют анализ и
синтез.
Абстракция — это мысленное выделение
существенных свойств и признаков предметов
или явлений при одновременном отвлечении
от несущественных признаков и свойств.
Обобщение тесно связано
с абстракцией. При обобщении предметы
и явления соединяются вместе на основе
их общих и существенных признаков. За
основу берутся те признаки, которые мы
получили при абстрагировании, например,
все металлы электропроводны. Обобщение,
как и абстрагирование, происходит при
помощи слов. Всякое слово относится не
к единичному предмету или явлению, а ко
множеству сходных единичных объектов.
Конкретизация — это мысленное представление
чего-либо единичного, что соответствует
тому или иному понятии или общему положению.
1.3.Логические операции мышления
Кроме рассмотренных видов и
Хотя логические операции органически
входят в состав мышления, оно не всегда
выступает как процесс, в котором действуют
только логика и разум. В процесс мышления
часто вмешиваются, изменяя его, эмоции.
Эмоции, однако, способны не только искажать,
но и стимулировать мышление. Известно,
что чувство придает мысли страстность,
напряженность, остроту, целеустремленность
и настойчивость. Без повышенного чувства
продуктивная мысль столь же не возможна,
как без логики, знаний, умений, навыков.
Вопрос только в том, насколько чувство
сильно, не переходит ли оно пределы оптимизма,
обеспечивающего разумность мышления.
В процессах мышления эмоции особенно
выражены в моменты нахождения человеком
решения трудной задачи, здесь они выполняют
эвристическую и регулятивную функцию.
Эвристическая функция эмоций заключается
в выделении (эмоциональной, сигнальной
фиксации) некоторой зоны оптимального
поиска, пределах которого находится искомое
решение задачи. Регулятивная функция
эмоций проявляется в том, что они способны
активировать поиск нужного решения в
том случае, если он ведется правильно,
и замедляют его, если интуиция подсказывает,
что избранный ход направления мысли ошибочен.
1.4.Основные фазы мыслительного процесса
Для того чтобы говорить о способах
развития мышления, необходимо понять,
какие этапы проходит мыслительный
процесс. В своей книге «Основы
общей психологии» Л. С. Рубинштейн
выделяет несколько основных этапов
мыслительного процесса.
Начальная фаза: отчетливое осознание
проблемной ситуации. Оно может начаться
с чувства удивления. Об этом говорил еще
Платон: «С удивления начинается всякое
знание». Удивление может вызвать ситуация,
произведшая впечатление необычайности.
Сама постановка проблемы является актом
мышления, который требует часто большой
и сложной мыслительной работы. Первый
признак мыслящего человека – это умение
видеть проблемы там, где они есть. [3]
От сознания проблемы мысль переходит
к ее разрешению.
Решение задачи совершается различными
и очень многообразными способами – в
зависимости, прежде всего от характера
самой задачи. Есть задачи, для решения
которых все данные заключены в наглядном
содержании самой проблемной ситуации.
… Решение задач, на которое направлены
процессы мышления, требует, по большей
части привлечения в качестве предпосылок
теоретических знаний, обобщенное содержание
которых выходит далеко за пределы наглядной
ситуации. [3]
Практически, решая задачу по тому или
иному правилу, сплошь и рядом вовсе не
думают о правиле, не осознают и не формулируют
его, хотя бы мысленно, как правили, а пользуются
совершенно автоматически установившимся
приемом. В реальном мыслительном процессе,
являющемся очень сложной и многосторонней
деятельностью, автоматизированные схемы
действия – специфические «навыки» мышления
– играют часто очень существенную роль.
… Оформленные в виде правил положения
мысли и автоматизированные схемы действия
не только противоположны, но и взаимосвязаны.
Роль навыков, автоматизированных схем
действия в реальном мыслительном процессе
особенно велика именно в тех областях,
где имеется очень обобщенная рациональная
система знания. Например, очень значительна
роль автоматизированных схем действия
при решении математических задач. [3]
Степень критичности ума бывает очень
разной у разных людей. Критичность –
существенный признак зрелого ума. Некритический
наивный ум легко принимает любое совпадение
за объяснение, первое подвернувшееся
решение – за окончательное. Критический
ум тщательно взвешивает все доводы за
и против своих гипотез и подвергает их
всесторонней проверке.
Когда эта проверка заканчивается, мыслительный
процесс приходит к завершающей фазе –
к окончательному в пределах данного мыслительного
процесса суждению по данному вопросу,
фиксирующему достигнутое в нем решение
проблемы. Затем результат мыслительной
работы спускается более или менее непосредственно
в практику. Она подвергает его решающему
испытанию и ставит перед мыслью новые
задачи – развития, уточнения, исправления
или изменения первоначально принятого
решения проблемы. [3]
1.5.Виды мышления
Существует несколько видов
Мышление человека включает в себя мыслительные
операции различных видов и уровней. Прежде
всего, весьма различным может быть их
познавательное значение. Так, очевидно,
неравноценны в познавательном отношении
элементарный мыслительный акт, посредством
которого ребенок разрешает встающие
перед ним затруднения, и система мыслительных
операций, посредством которой ученый
разрешает научную проблему о закономерностях
протекания каких-либо сложных процессов.
Можно, таким образом, различать разные
уровни мысли в зависимости от того, насколько
высок уровень ее обобщений, насколько
глубоко вместе с тем она переходит от
явления к сущности, от одного определения
сущности ко все более глубокому ее определению.
Такими разными уровнями мышления являются
наглядное мышление в его элементарных
формах и мышление отвлеченное, теоретическое.[3]
Основные виды мышления классифицируются
следующим образом:
Рисунок 1 Виды мышления.
Теоретическое понятийное мышление –
это такое мышление, пользуясь которым
человек в процессе решения задачи непосредственно
не обращается к опытному изучению действительности,
не получает сам необходимые для мышления
эмпирические факты, не предпринимает
практических действий, направленных
на реальное преобразование действительности.
Он обсуждает и ищет решение задачи с самого
начала и до самого конца в уме, пользуясь
готовыми знаниями, выраженными в понятиях,
суждениях, умозаключениях.
Теоретическое образное мышление отличается
от понятийного тем, что материалом, который
здесь использует человек для решения
задачи, являются не понятия, суждения
или умозаключения, а представления и
образы. Они или непосредственно формируются
в ходе восприятия действительности, или
извлекаются из памяти. В ходе решения
задачи эти образы мысленно преобразуются
так, чтобы человек в новой ситуации мог
непосредственно увидеть решение интересующей
его задачи. Образное мышление представляет
собой такой вид умственной деятельности,
который чаще всего встречается в работе
писателей, художников, артистов.
Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое
понятийное и образное – в действительности
сосуществуют, но выражены в разной степени.
Они хорошо дополняют друг друга. Теоретическое
понятийное мышление дает хотя и абстрактное,
но вместе с тем наиболее точное обобщенное
отражение действительности; теоретическое
образное мышление позволяет получить
конкретное субъективное ее восприятие,
которое не менее реально, чем объективно-понятийное.
Без того или другого вида мышления наше
восприятие действительности не было
бы столь глубоким и разносторонним, точным
и богатым разнообразными оттенками, каким
оно является на деле.
Отличительная особенность наглядно-образного
мышления состоит в том, что мыслительный
процесс в нем непосредственно связан
с восприятием мыслящим человеком окружающей
действительности и без него совершаться
не может. Мысля наглядно-образно, человек
привязан к действительности, а сами необходимые
для мышления образы представлены кратковременной
и оперативной памяти. Данная форма мышления
наиболее полно и развернуто представлена
у детей дошкольного и младшего школьного
возраста, а у взрослых – среди людей,
занятых практической работой.
Особенность наглядно-действенного мышления
заключается в том, что сам процесс подобного
мышления представляет собой практическую
преобразовательную деятельность, осуществляемую
человеком, с реальными предметами. Этот
вид мышления широко представлен у людей
массовых рабочих профессий, занимающихся
реальным производительным трудом, результатом
которого является создание какого-либо
конкретного материального продукта.
Разница между теоретическим и практическим
видами мышления, по мнению Б.М.Теплова,
состоит в том, что «они по-разному связаны
с практикой... Работа практического мышления
в основном направлена на разрешение частных
конкретных задач... тогда как работа теоретического
мышления направлена в основном на нахождение
общих закономерностей».
И теоретическое, и практическое мышление,
в конечном счете, связано с практикой,
но в случае практического мышления эта
связь имеет более прямой непосредственный
характер.
Все перечисленные виды мышления могут
быть представлены в одной и той же деятельности.
Однако в зависимости от ее характера
и конечных целей доминирует тот или иной
вид мышления. По этому основанию они все
и различаются. По степени своей сложности,
по требованиям, которые они предъявляют
к интеллектуальным и другим способностям
человека, все названные виды мышления
не уступают друг другу.[1]
С. Л. Рубинштейн так же говорит о генетических
ступенях мышления.
В генетическом плане применительно к
ранним ступеням развития можно говорить
о наглядно-действенном мышлении и как
особой степени в его развитии, имея ввиду
тот период, когда мышление было вплетено
в материальную практическую деятельность
людей и не выделилось еще в теоретическую
деятельность. [3]
Мышление, формируясь первично в действенном
плане, лишь на последующих ступенях развития
выделяется из практической деятельности
в качестве самостоятельной теоретической
деятельности. [3]
Не подлежит сомнению, что генетически
первичной интеллектуальной операцией
было разумное действие, опиравшееся на
наглядное мышление, - наглядно- действенное
(или «сенсомоторное») мышление, точнее,
это было наглядно-ситуационное мышление,
непосредственно включенное в практическое
действие. [3]
Лишь затем, на основе общественной практики,
развилось теоретическое мышление и более
высокие виды наглядно-образного мышления.
При этом с развитием более высоких видов,
в частности мышления теоретического,
генетически более ранние виды наглядного
мышления не вытесняются, а преобразовываются,
переходя к своим высшим формам. Развитие
мышления не сводится к тому, что над генетически
более ранними примитивными видами мышления
надстраиваются генетически более поздние
и сложные. В силу неразрывной внутренней
связи всех сторон мышления между собой,
личностью и ее сознанием в целом, генетически
более ранние виды поднимаются на высшую
ступень. Это относится, в частности, и
к наглядно-ситуационному мышлению, включенному
в практически-действенную ситуацию. …
Развивается не мышление само по себе,
а человек, и по мере того, как он поднимается
на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются
все стороны его сознания, все аспекты
его мышления.[3]
2.Способы развития мышления
2.1.Концепции развития мышления
В своей книге «Психология» Р. С.
Немов достаточно подробно описывает
разные подходы к развитию мышления.
Главу «Развитие мышления» он
начинает с того, что «Мышление
человека развивается, его интеллектуальные
способности совершенствуются». [1]
Рассмотрим теперь наиболее известные
теории, объясняющие процесс мышления.
Эти концепции можно разделить на две
большие группы: те, которые исходят из
гипотезы о наличии у человека природных,
не изменяющихся под влиянием жизненного
опыта интеллектуальных способностей,
и те, в основу которых положено представление
о том, что умственные способности в основном
формируются и развиваются прижизненно.
Приведем особенности обеих групп концепций.
1. Концепции, согласно которым интеллектуальные
способности и сам интеллект определяются
как совокупность внутренних структур,
обеспечивающих восприятие и переработку
информации с целью получения нового знания.
Считается, что соответствующие интеллектуальные
структуры существуют у человека с рождения
в потенциально готовом виде, постепенно
проявляясь (развиваясь) в процессе взросления
организма. Эта идея априорно существующих
интеллектуальных способностей характерна
для многих работ в области мышления, выполненных
в немецкой школе психологии. Наиболее
отчетливо она представлена в гештальттеории
мышления, согласно которой способность
формировать и преобразовывать структуры,
видеть их в реальной действительности
и есть основа интеллекта.
2. В противоположность этому генетические
концепции интеллекта предполагают признание
неврожденности умственных способностей,
возможность и необходимость их прижизненного
развития. Генетические концепции объясняют
мышление исходя из воздействий внешней
среды, из идеи собственного, внутреннего
развития субъекта или взаимодействия
того и другого.
А.Н. Леонтьев, подчеркивая производный
характер высших форм человеческого мышления
от культуры и возможность его развития
под влиянием социального опыта, писал:
"Мышление человека не существует вне
общества, вне языка, вне накопленных человечеством
знаний и выработанных им способов мыслительной
деятельности: логических, математических
и т.п. действий и операций… Отдельный
человек становится субъектом мышления,
лишь овладев языком, понятиями, логикой".
Им была предложена концепция мышления,
согласно которой между структурами внешней
и внутренней деятельности существуют
отношения аналогии. Внутренняя, мыслительная
деятельность не только является производной
от внешней, практической, но имеет принципиально
то же самое строение. "Как и в практической
деятельности, в мыслительной деятельности
могут быть выделены отдельные действия,
подчиненные конкретным сознательным
целям… Как и практическое действие, всякое
внутреннее, умственное действие осуществляется
теми или иными способами, то есть посредством
определенных операций". При этом внешние
и внутренние элементы деятельности являются
взаимозаменяемыми. В состав мыслительной,
теоретической деятельности могут входить
внешние, практические действия, и, наоборот,
в структуру практической деятельности
могут включаться внутренние, мыслительные
операции и действия.
Деятельностная теория мышления способствовала
решению многих практических задач, связанных
с обучением и умственным развитием детей.
На базе ее были построены такие теории
обучения (их же можно рассматривать и
как теории развития мышления), как теория
П. Я. Гальперина, теория Л. В. Занкова, теория
В. В. Давыдова. Она же лежит в основе многих
новейших исследований отечественных
психологов.