Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:04, реферат
В современном мире средства массовой информации занимают достаточно большую нишу в духовной жизни общества. И, к сожалению, сейчас стало повсеместно проявляться явление речевой агрессии. Это происходит по многим причинам: снижение контроля за соблюдением речевых, лексических, этических норм; социальные, психологические предпосылки; падение культурного уровня населения. Речевая агрессия в СМИ проявляется по разному: жаргонизация, упрощение языка СМИ до бытового уровня (нередко это делается с целью показаться читателю «своим»), использование недопустимых этическими нормами речевых средств.
Введение
Различное определение понятий речевой агрессии в СМИ
Виды речевой агрессии
Способы речевой агрессии
Речевая агрессия как способ оскорбления
Случаи речевой агрессии в СМИ
Речевая агрессия на телевидении
Последствия применения речевой агрессии
Содержание
Введение
Различное определение понятий речевой агрессии в СМИ
Виды речевой агрессии
Способы речевой агрессии
Речевая агрессия как способ оскорбления
Случаи речевой агрессии в СМИ
Речевая агрессия на телевидении
Последствия применения речевой агрессии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современном мире средства
массовой информации занимают достаточно
большую нишу в духовной жизни
общества. И, к сожалению, сейчас стало
повсеместно проявляться
При создании данного реферата моей целью было рассмотреть явление речевой агрессии в СМИ.
Задачи, поставленные мной, заключались в следующем:
Выяснить, как именно проявляется агрессия в СМИ
Классифицировать речевую агрессию по видам
Определить последствия речевой агрессии
Определить случаи применения речевой агрессии в СМИ.
Обнаружение связи между инвективной лексикой и различными понятиями речевой агрессии (эти понятия не определены однозначно по указанным ниже причинам). По ходу содержания реферата я привожу примеры из различных печатных российских СМИ.
Различное определение понятий речевой агрессии в СМИ
Речевая агрессия - явление многогранное, которое может затронуть практически все сферы жизни человека по причине того, что общение фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия» по-разному трактуется исследователями.
Речевая агрессия - осуществляемое
средствами языка воздействие на
сознание адресата, а именно явное
и настойчивое навязывание
Речевая агрессия как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т. д.) или поражение в полемике».
Речевая агрессия - намеренная
нацеленность на оскорбление или
причинение вреда человеку посредством
речевых различных речевых
Сделав вывод из данных определений, я склоняюсь к определению, так как речевая агрессия осуществляется при помощи речи и влияет на сознание человека. А изменения личностных установок причинение вреда человеку это уже следствие негативного влияния на сознание
Виды речевой агрессии
Психологическая трактовка видов речевой агрессии.
Активная прямая агрессия.
К этому виду вербальной агрессии
относятся командные
Активная непрямая агрессия - распространение неверной информации касательно объекта агрессии.
Пассивная прямая агрессия - ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.
Пассивная непрямая агрессия - отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения.
Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:
Эксплицитная речевая агрессия - ярко выраженное влияние на сознание с целью навязывания своих идей, точки зрения.
Имплицитная речевая агрессия - скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих идей, точки зрения.
По интенсивности речевой агрессии можно выделить следующие 2 вида:
) Сильная речевая агрессия
- явная брань или ругательства
(такое можно нередко увидеть
в публичных дискуссиях В.В.
Жириновского), когда говорящий не
скрывает своего желания
) Слабая (стертая) речевая
агрессия - агрессия по отношению
к оппоненту наблюдается, но
при этом соблюдаются все
По степени целенаправленности речевой агрессии и её осознанности:
) Осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая агрессия. Данный вид речевой агрессии характеризуется тем, что агрессор хотел именно повлиять (оскорбить) оппонента, и это было его главной целью.
) Неосознанная или осознанная
недостаточно речевая агрессия.
Данная речевая агрессия
Способы речевой агрессии
) Немотивированное, затрудняющее
понимание текста
) Экспансия жаргонизмов
) Инвективная лексика
(Инвективная лексика - лексика,
уничижающая честь и
) Языковая демагогия
) Излишняя метафоризация
) Использование устойчивых
выражений, пословиц и
) Использование имен
) Выражение состояния адресата, свидетельствующего о его отношении к определенному событию, поступку, ставшему причиной этого состояния.
В газетной речи одним из
самых распространенных средств
выражения субъективного
Отдельно в этом пункте стоит сказать об употреблении инвективной лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у читателя, также становящегося в этом смысле жертвой агрессии. К указанной лексике относятся слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном содержании желание унизить, оскорбить, даже опозорить адресата речи в наиболее резкой форме
Из-за частоты проявления
речевой агрессии, лингвисты стали
всесторонне изучать, как именно
это явление проявляет себя в
различных сферах общественной жизни.
Л.П. Крысин пишет: Вообще, если пользоваться
не строго лингвистическими терминами,
а оценочными, в наши дни чрезвычайно
высок уровень агрессивности
в речевом поведении людей. Необыкновенно
активизировался жанр речевой инвективы,
использующий многообразные образные
средства негативной оценки поведения
и личности адресата - от экспрессивных
слов и оборотов, находящихся в
пределах литературного
Речевая агрессия как способ оскорбления
В настоящее время СМИ часто используют речевую агрессию для уничижения какого-то субъекта (объекта). Это происходит при недостатке аргументов для объективной критики.
Инвективная лексика часто
фигурирует в средствах массовой
информации в прямой речи людей, у
которых журналист берет
Как эксплицитное проявление речевой агрессии можно рассматривать употребление жаргонных слов. Исследователи отмечают экспансию в СМИ лексики малых социумов, жаргонизацию и даже криминализацию языка.
Чем же можно объяснить
жаргонизацию СМИ? Это объясняется
тем, что средства массовой информации
стремятся показаться читателю (зрителю
или слушателю) своим. Кроме того,
в языке СМИ жаргонная единица
часто выступает как
Имплицитно речевая агрессия реализуется через средства выражения иронии. Поэтому, пользуясь ими, пишущий должен быть очень осторожен: люди, ставшие жертвой насмешки, могут принять ее за публичное оскорбление. В СМИ недопустимы выражения, граничащие с цинизмом, тем более в тех случаях, когда они употребляются в качестве заголовка.
Средством емкой, экспрессивной
характеристики кого-, чего-либо в современной
художественной литературе и публицистике
служат так называемые прецедентные
тексты. К их числу лингвисты относят
как собственно тексты (например, тексты
анекдотов, реклам, песен, определенных
художественных произведений), так
и отдельные высказывания (типа счастливые
часов не наблюдают), а также антропонимы
и топонимы (Обломов, Хлестаков, Иван
Сусанин, Чернобылъ), связанные с
известным;: текстами или с какими-то
значимыми ситуациями. Все виды прецедентных
текстов имеют общие свойства:
во-первых, они хорошо известны большинству
членов того или иного лингво-культурного
сообщества; во-вторых, они являются
символами определенных понятий
или ситуаций; в-третьих, могут функционировать
как свернутые метафоры. По сути,
это своего рода цитаты, которые
способны не только вызвать в памяти
человека представление о каком-то
герое, сюжетной ситуации или событии,
но и - главное - активизировать определенное
эмоционально-оценочное
К особому виду имплицитной
речевой агрессии можно отнести
приемы языковой демагогии, т.е. непрямого
воздействия на адресата, «когда идеи,
которые необходимо внушить ему,
не высказываются прямо, а навязываются
исподволь путем использования
возможностей, предоставляемых языковыми
механизмами». В качестве средства
эмоционального давления на читателей
нередко употребляется
К проявлениям речевой
агрессии можно отнести и
Случаи речевой агрессии в СМИ
Речевая агрессия в средствах массовой информации носит несколько иной характер, чем при межличностной агрессии. Это происходит по причинам, которые будут оговорены ниже. Поэтому Л.М.Майданова выделяет следующие случаи речевой агрессии в средствах массовой информации:
. автор своим материалом прямо призывает адресата к агрессивным действиям против предмета речи;
. автор своим представлением
предмета речи вызывает или
поддерживает в адресате
. автор агрессивно вводит
предмет речи в сферу адресата
и побуждает его совершить
не агрессивное, но прямо или
косвенно выгодное автору
Речевая агрессия на телевидении
На телевидении в различных
дискуссионных телепередачах, интервью
и тому подобных программах очень
часто возникает проявление речевой
агрессии. Это вполне объяснимо, ведь
каждый коммуникант старается повлиять
на остальных участников дискуссии,
чтобы захватить
) Равноправие коммуникантов, несмотря на социальный статус.
) Примерно одинаковое
время, отведенное для
) Наличие цензуры.
) Речь всех участников
дискуссий должна быть понятна
телезрителю и другим
) Контроль за ходом
дискуссии осуществляет
Эти правила должны быть обязательны к исполнению на телевидении, но они перестают соблюдаться, как только один или несколько коммуникантов пытаются захватить коммуникативное пространство. И здесь они часто пользуются речевой агрессией как инструментом, который способен повлиять на массовое сознание телезрителей