Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:22, творческая работа
Задачей метода наблюдения является описание особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними.
Задачей эксперимента является объяснение изучаемых явления, поиск причинно-следственных отношений исследуемых явлений действительности.
Міністерство освіти і науки України
Дніпропетровський національний
університет імені Олеся
Факультет фізики, електроніки та комп’ютерних систем
Кафедра експериментальної фізики
« Спостереження та експеримент як методи психологічного дослідження»
Виконав студент
групи КА-10-1
Колесніков Владислав
Дніпропетровськ
2011
Наблюдение |
Эксперимент |
1. «пассивный метод» |
«активный» метод |
1. Задачей метода наблюдения является описание особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. |
Задачей эксперимента является объяснение изучаемых явления, поиск причинно-следственных отношений исследуемых явлений действительности. |
2. Позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. При наблюдении явление изучается так, как оно совершается независимо от исследователя. |
Исследователь преднамеренно создает интересующее его условия. Экспериментатор не ждет и не ищет, когда и где совершится требуемое ему явление, а сам его вызывает, когда это надо по ходу исследования. Эксперимент в отличие от наблюдения позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. |
3. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемое явление. |
Возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания определённых условий. |
4. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления. |
Создается специальная экспериментальная обстановка, позволяющая наблюдать явление в его относительно чистом виде, исключив влияние случайных условий, которые при методе простого наблюдения часто мешают выявить действительные связи, существующие между явлениями. Изменяя условия протекания данного явления, экспериментатор может проникнуть в его сущность, понять законы его развития и существования, определить его связи с другими явлениями.. |
5. сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. |
Изучаемое явление повторяется систематически столько раз, сколько необходимо исследователю. В этом большое преимущество эксперимента перед методом простого наблюдения, так как в наблюдении исследователю иногда приходится долго ждать, когда явление вновь повторится в его естественных условиях. |
6. проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения (толкования полученных данных могут иметь субъективный характер, т.е. на результаты наблюдения влияют личные качества исследователя, его жизненный опыт, установки, эмоциональные состояния и т.п.; |
исследователь обычно включен в ситуацию общения с обследуемым (респондентом) и может невольно влиять на его поведение. |
7. наблюдение не всегда дает возможность отделять случайные факты от закономерных |
Если при наблюдении,
довольно часто, даже невозможно предусматривать
изменения, то в эксперименте можно
эти изменения планировать и
не допускать появления |
Информация о работе Спостереження та експеримент як методи психологічного дослідження