Спостереження та експеримент як методи психологічного дослідження

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:22, творческая работа

Описание работы

Задачей метода наблюдения является описание особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними.
Задачей эксперимента является объяснение изучаемых явления, поиск причинно-следственных отношений исследуемых явлений действительности.

Файлы: 1 файл

Міністерство освіти і науки Україн1.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Міністерство освіти і науки України

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара

Факультет фізики, електроніки  та комп’ютерних систем

Кафедра експериментальної  фізики

 

 

 

 

 

САМОСТІЙНА  РОБОТА

« Спостереження  та експеримент як методи психологічного дослідження»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виконав студент

групи КА-10-1

Колесніков  Владислав

 

 

 

 

 

Дніпропетровськ

2011

 

Наблюдение

Эксперимент

1. «пассивный метод»

«активный» метод

1. Задачей метода наблюдения является описание особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними.

Задачей эксперимента является объяснение изучаемых   явления, поиск причинно-следственных отношений исследуемых явлений действительности.

2. Позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. При наблюдении явление изучается так, как оно совершается независимо от исследователя.

Исследователь преднамеренно  создает интересующее его условия. Экспериментатор  не ждет и не ищет, когда и где совершится требуемое ему явление, а сам его вызывает, когда это надо по ходу исследования. Эксперимент в отличие от наблюдения позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми.

3. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемое явление.

Возможность активного  вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания определённых условий. 

4. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления.

Создается специальная  экспериментальная обстановка, позволяющая наблюдать явление в его относительно чистом виде, исключив влияние случайных условий, которые при методе простого наблюдения часто мешают выявить действительные связи, существующие между явлениями.

Изменяя условия протекания данного явления, экспериментатор может проникнуть в его сущность, понять законы его развития и существования, определить его связи с другими явлениями..

5. сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

Изучаемое явление  повторяется систематически столько  раз, сколько необходимо исследователю. В этом большое преимущество эксперимента перед методом простого наблюдения, так как в наблюдении исследователю иногда приходится долго ждать, когда явление вновь повторится в его естественных условиях.

6. проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение;  пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения (толкования полученных данных могут иметь субъективный характер, т.е. на результаты наблюдения влияют личные качества исследователя, его жизненный опыт, установки, эмоциональные состояния и т.п.;

исследователь обычно включен  в ситуацию общения с обследуемым (респондентом) и может невольно влиять на его поведение.

7. наблюдение не всегда дает возможность отделять случайные факты от закономерных

Если при наблюдении, довольно часто, даже невозможно предусматривать  изменения, то в эксперименте можно  эти изменения планировать и  не допускать появления неожиданностей.

   


Информация о работе Спостереження та експеримент як методи психологічного дослідження