Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:35, доклад
Способ фиксации либидо на различных сексуальных зонах, способ удовлетворения инстинкта жизни
С 1г до 3 лет – оральная стадия
С 3 до 5 лет – фалическая
С 5 до 12 лет – латентная стадия
С 12 до 18 лет- генитальная
Впервые показал, что развитие ребенка определяется противоречием между его врожденными потребностями и ограничениями, которые накладывают на него.
Теория |
Движущая сила периодизации развития |
Источники периодизации развития |
Условия периодизации развития |
Критерии периодизации развития |
Сама периодизация |
Плюсы |
Минусы | ||||
Биогенетические |
теории |
||||||||||
Концепция Рекапитуляции Ст. Холла |
Биологическое созревание |
Наследственные факторы |
Не рассматривал, так как предпочтение отдавал наследственным факторам |
Этапы эволюции человека, перенесенные на самого человека. Способ добывания пищи |
От рожд. до 1г – Естественный период в жизни с 1 до 5 лет – стадия развития и копания с 5 до 8 лет – стадия охоты и захвата с 8 до 12 лет – земледе- льческая стадия с 15 до 18 лет – стадия промышленности и торговли |
Была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установил наличие закономерности в развитии ребенка |
Данная концепция предопределяла ход псих. развития, игнорируя конкретно-исторический характер данного процесса. использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность); | ||||
Теория трех ступеней развития К. Бюлера |
Принцип удовольствия |
Развертывание в человеке заложенных наследственных задатков |
Ступени социализации человека |
От рожд. До 1 г – инстинкт С 1 до 3 лет – дрессура (навык) С 3-х лет - интеллект |
рассматривал поведение в целом, а не его отдельные формы, выделил в онтогенезе смены поведения в целом - первая завершенная периодизация, ввел эксперимент как метод исследования |
Игнорирование принципиальное своеобразие развития ребенка. Разделял односторонний и ошибочный взгляд на псих/развитие как на единый биологический по своей природе процесс | |||||
Теория конвергенции В. Штерна (теория 2-х факторов) |
Саморазвитие врожденных задатков и способностей |
Внутри организма, т.е. в наследственности |
Среда, которая направляет развитие врожденных задатков |
Этапы социализации человека в соответствии с биогенетическим законом |
От рожд. до 5 мес. – стадия низших млекопитающих С 5 мес. до 1 г. – стадия высших млекопитающих С 1г до 2 лет – переход в человеческое состояние С 2-х до 7 лет – стадия первобытных народов С 7 до 10 лет –стадия античного и ветхозаветного мира С 10 до 15 лет – стадия христианской культуры С 15 до 18 лет – культура нового времени |
учет влияния и средовых и генетических факторов, «оптимизация» соотношения средового и социального факторов в развитии ребенка по сравнению с предыдущими теориями |
потребность в самосохранении является основой для психического развития. социальная среда и отсутствие роли собственной активности ребенка | ||||
Психоаналитические |
теории |
||||||||||
Психосексуальная теория З. Фрейда |
Движение инстинктов (жизни и смерти). Принцип удовлетворения инстинктов. |
Либидо |
Антогонистическое отношение с внешней средой |
Способ фиксации либидо на различных сексуальных зонах, способ удовлетворения инстинкта жизни |
С 1г до 3 лет – оральная стадия С 3 до 5 лет – фалическая С 5 до 12 лет – латентная стадия С 12 до 18 лет- генитальная |
Впервые показал, что развитие ребенка определяется противоречием между его врожденными потребностями и ограничениями, которые накладывают на него.
|
Влечет за собой резкое противопоставление Личности и Общества. Утрата целостности развития. | ||||
Психосоциальная теория Э. Эриксона |
Реализация врожденного |
Врожденное влечение которое определяется процессом развития специфических форм на каждом возрастном этапе развития |
Внешняя среда дает возможность для развития эго-плана; активность человека в решении кризисов развития |
Реализация на каждом этапе врожденных эволюционных возрастных задач |
От рожд до 1 г-доверие или не доверие С 1 до 3 лет – автономия, либо стыд, сомнения С 3 до 6 лет – инициативность, либо чувство вины С 6 до 12 лет – трудолюбие либо чувство неполноценности С 12 до 18 лет- эго-идентичность либо ролевое смещение С 18 до 25 лет –интимность либо изоляция С 25 до 64 лет- генеративность либо застой С 65 до ….- интеграция либо отчаяние |
Впервые дал характеристику этапам всего жизненного цикла и ввел поздние возрасты. Создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общество. Выделение кризисов развития Выделение задач развития , которые соответствуют каждому возрасту. |
не дает достаточных оснований для проектирования развивающих образовательных пространств (обеспечивающих позитивное разрешение каждого возрастного противоречия) | ||||
Теория |
развития |
интеллекта |
Ж. Пиаже |
||||||||
Биологическое созревание структур интеллекта |
Наследственные факторы |
Среда и активность самого ребенка в процессе взаимодействия со средой |
Развитие схем мышления, форм мыслительных операциий |
От рожд до 2 лет – сенсомоторный интеллект С 2 до 12 лет – стадия конкретных операций С 13 до 16 лет- стадия формальных операций |
Попытка преодолеть чисто описательный подход к псих. Развитию ребенка. Генетическое объяснение ярких феноменов детского развития. Отказался рассматривать ощущения в качестве единицы анализа псих/жизни. Предложил единицу анализа – действие. Анализ интеллектуальной позиции ребенка - эгоцентризм |
Нет ответа как и когда моторные схемы в ходе развития превращаются в сознание. Утрата целостности развития. Игнорировал влияние обучения на развитие; привязка определенных феноменов мышления к определенным возрастам, в то время как наличие этих феноменов зависит от условий развития, от культуры, в которой воспитывается ребенок. | |||||
Теории |
отечественных |
психологов |
|||||||||
Культурно Историческая теория Л.С. Выготский |
обучение |
Социальная среда, культура |
Общение со взрослым |
Центральное новообразование, социальная ситуация развития |
От рожд до 2 мес – кризис новорожденности С 2 мес до 1 г. – младенчество От 1 до 3 лет – ранний возраст От 3 до 7 лет – дошкольный возраст С 7 до 13 л-школьный возраст С 14 до 17 лет – пубертатный период |
исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества. |
не реализовал предложенные им принципы периодизации, так как в это время еще не было условий для решения вопроса о движущих силах психического развития ребенка. | ||||
Д.И. Фельдштейн |
Ведущая деятельность |
Активность самого субъекта |
общение |
Новообразование, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности |
От 0 до 1 г – младенчество С 1 до 3 лет - раннее детство С 3 до 6 лет -дошкольный возраст С 6 до 10 лет -младший школьный возраст
С 10 до 15 лет - Подростковый возраст С 15 до 17 лет -Старший школьный возраст |
Принципиально новая социально-нормативная периодизация. Дан содержательный анализ системы взаимодействия функциональных связей, определяющих социальное состояние детства, найдены пути решения вопроса о том, что связывает между собой разные периоды Детства. |
Ограничивает периодизацию школьным возрастом , не отражая развития взрослого человека | ||||
Д. Б. Эльконин |
Операционально-техническая |
активность |
Строение мозга и общение |
Ведущий тип деятельности и его смена |
От рожд до 1 г – младенчество С 1 до 3 лет – раннее детство С 3 до 4-5 лет –младший средний дошкольный возраст С 4-5 до 6-7 лет – старший дошкольный возраст С 6-7 до 10-11 лет -младший школьный возраст С 10-11 до 13-14 лет - подростковый возраст С 13-14 до 16-17 лет - Ранний юношеский возраст |
впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития, открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности |
слишком велик зазор между не позволяет рассматривать данную периодизацию как вскрывающую сущностные причины психического развития. |