Сравнительная таблица возрастов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:35, доклад

Описание работы

Способ фиксации либидо на различных сексуальных зонах, способ удовлетворения инстинкта жизни
С 1г до 3 лет – оральная стадия
С 3 до 5 лет – фалическая
С 5 до 12 лет – латентная стадия
С 12 до 18 лет- генитальная
Впервые показал, что развитие ребенка определяется противоречием между его врожденными потребностями и ограничениями, которые накладывают на него.

Файлы: 1 файл

Таблица переодизаций.docx

— 24.83 Кб (Скачать файл)

 

Теория

Движущая сила периодизации развития

Источники периодизации развития

Условия периодизации развития

Критерии периодизации развития

Сама периодизация

Плюсы

Минусы

       

Биогенетические

теории

   

Концепция

Рекапитуляции

Ст. Холла

Биологическое созревание

Наследственные факторы

Не рассматривал, так как предпочтение отдавал наследственным факторам

Этапы эволюции человека, перенесенные на самого человека.

Способ добывания пищи

От рожд. до 1г –

Естественный период в жизни

с 1 до 5 лет – стадия развития и  копания

с 5 до 8 лет – стадия охоты и  захвата

с 8 до 12 лет – земледе-

льческая стадия

с 15 до 18 лет – стадия

промышленности и торговли

Была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь,

установил наличие закономерности в развитии ребенка

Данная концепция

предопределяла ход псих. развития, игнорируя конкретно-исторический характер данного процесса. использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);

Теория трех ступеней развития К. Бюлера

Принцип удовольствия

Развертывание в человеке заложенных наследственных задатков

 

Ступени социализации человека

От рожд. До 1 г – инстинкт

С 1 до 3 лет – дрессура (навык)

С 3-х лет - интеллект

рассматривал поведение в целом, а не его отдельные формы, выделил в онтогенезе смены поведения в целом - первая завершенная периодизация,

ввел эксперимент как метод  исследования

Игнорирование принципиальное своеобразие  развития ребенка. Разделял односторонний и ошибочный взгляд на псих/развитие как на единый биологический по своей природе процесс

Теория конвергенции В. Штерна (теория 2-х факторов)

Саморазвитие врожденных задатков и  способностей

Внутри организма, т.е. в наследственности

Среда, которая направляет развитие врожденных задатков

Этапы социализации человека в соответствии с биогенетическим законом

От рожд. до 5 мес. – стадия низших млекопитающих

С 5 мес. до 1 г. – стадия высших млекопитающих

С 1г до 2 лет – переход в  человеческое состояние

С 2-х до 7 лет – стадия первобытных  народов

С 7 до 10 лет –стадия античного и ветхозаветного мира

С 10 до 15 лет – стадия христианской культуры

С 15 до 18 лет – культура нового времени

учет влияния и средовых и генетических факторов,

«оптимизация» соотношения средового  и социального факторов в развитии ребенка по сравнению с предыдущими  теориями

потребность в самосохранении является основой для психического развития.

социальная среда и биологические  задатки ничем не отличаются (приспособленность  к соц. среде есть процесс адаптации);

отсутствие роли собственной активности ребенка

       

Психоаналитические

теории

   

Психосексуальная теория З. Фрейда

Движение инстинктов (жизни и смерти). Принцип удовлетворения инстинктов.

Либидо

Антогонистическое отношение с внешней средой

Способ фиксации либидо на различных  сексуальных зонах, способ удовлетворения инстинкта жизни

С 1г до 3 лет – оральная стадия

С 3 до 5 лет – фалическая

С 5 до 12 лет – латентная стадия

С 12 до 18 лет- генитальная

Впервые показал, что развитие ребенка  определяется противоречием между  его врожденными потребностями  и ограничениями, которые накладывают  на него.

 

Влечет за собой резкое противопоставление Личности и Общества.

Утрата целостности развития.

Психосоциальная теория Э. Эриксона

Реализация врожденного жизненного эго-плана

Врожденное влечение которое определяется процессом развития специфических форм на каждом возрастном  этапе развития

Внешняя среда дает возможность для  развития эго-плана; активность человека в решении кризисов развития

Реализация на каждом этапе врожденных эволюционных возрастных задач

От рожд до 1 г-доверие или не доверие

С 1 до 3 лет – автономия, либо стыд, сомнения

С 3 до 6 лет – инициативность, либо чувство вины

С 6 до 12 лет – трудолюбие либо чувство  неполноценности

С 12 до 18 лет- эго-идентичность либо ролевое смещение

С 18 до 25 лет –интимность либо изоляция

С 25 до 64 лет- генеративность либо застой

С 65 до ….- интеграция либо отчаяние

Впервые дал характеристику этапам всего  жизненного цикла и ввел поздние  возрасты. Создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общество.

Выделение кризисов развития

Выделение задач развития , которые соответствуют каждому возрасту.

не дает достаточных оснований  для проектирования развивающих  образовательных пространств (обеспечивающих позитивное разрешение каждого возрастного  противоречия)

   

Теория

развития

интеллекта

Ж. Пиаже

   
 

Биологическое созревание структур интеллекта

Наследственные факторы

Среда и активность самого ребенка  в процессе взаимодействия со средой

Развитие схем мышления, форм мыслительных операциий

От рожд до 2 лет – сенсомоторный интеллект

С 2 до 12 лет – стадия конкретных операций

С 13 до 16 лет- стадия формальных операций

Попытка преодолеть чисто описательный подход к псих. Развитию ребенка. Генетическое объяснение ярких феноменов детского развития. Отказался рассматривать ощущения в качестве единицы анализа псих/жизни. Предложил единицу анализа – действие. Анализ интеллектуальной позиции ребенка - эгоцентризм

Нет ответа как и когда моторные схемы в ходе  развития превращаются в сознание.

Утрата целостности развития. Игнорировал влияние обучения на развитие;

 привязка определенных феноменов мышления к определенным возрастам, в то время как наличие этих феноменов зависит от условий развития, от культуры, в которой воспитывается ребенок.

     

Теории

отечественных

психологов

   

Культурно

Историческая теория

Л.С. Выготский

обучение

Социальная среда,

культура

Общение со взрослым

Центральное новообразование, социальная ситуация развития

От рожд до 2 мес  – кризис новорожденности

С 2 мес до 1 г. – младенчество

От 1 до 3 лет – ранний возраст

От 3 до 7 лет – дошкольный возраст

С 7 до 13 л-школьный возраст

С 14 до 17 лет – пубертатный период

исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении  отдельных периодов детства в  ходе исторического развития человечества.

не реализовал предложенные им принципы периодизации, так как в это  время еще не было условий для  решения вопроса о движущих силах  психического развития ребенка.

Д.И. Фельдштейн

Ведущая деятельность

Активность самого субъекта

общение

Новообразование, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности

От 0 до 1 г – младенчество

С 1 до 3 лет - раннее детство 

С 3 до 6 лет -дошкольный возраст

С 6 до 10 лет -младший школьный возраст

 

 С 10 до 15 лет -

 Подростковый возраст 

С 15 до 17 лет -Старший школьный возраст

Принципиально новая социально-нормативная  периодизация. Дан содержательный анализ системы взаимодействия функциональных связей, определяющих социальное состояние детства, найдены пути решения вопроса о том, что связывает между собой разные периоды Детства.

Ограничивает периодизацию школьным возрастом , не отражая развития взрослого человека

Д. Б. Эльконин

Операционально-техническая

активность

Строение мозга и общение

Ведущий тип деятельности и его  смена

От рожд до 1 г – младенчество

С 1 до 3 лет – раннее детство 

С 3 до 4-5 лет –младший средний дошкольный возраст

 С 4-5 до 6-7 лет – старший  дошкольный возраст  

С 6-7 до 10-11 лет -младший школьный возраст

С 10-11 до 13-14 лет -    подростковый возраст

  С 13-14 до 16-17 лет -   Ранний  юношеский возраст

впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития, открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности

слишком велик зазор между проектируемой  ведущей деятельностью, "планируемыми " психическими новообразованиями  и фактическим уровнем общего психического развития в том или  ином возрастном интервале.

не позволяет рассматривать  данную периодизацию как вскрывающую  сущностные причины психического развития.



Информация о работе Сравнительная таблица возрастов