Сравнительное исследование бланковой и компьютерной формы психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:42, лабораторная работа

Описание работы

Цель работы: практическое освоение метода «Да-Нет» на примере обнаружения зрительного сигнала; исследование динамики индекса сенсорной чувствительности в различных экспериментальных условиях.
Задачи, поставленные в данной лабораторной работе:
1. Познакомиться с теорией обнаружения сигнала.
2. Провести серию экспериментов с последовательным изменением вероятности предъявления стимульной матрицы, как с восходящей, так и нисходящей тенденцией.

Файлы: 1 файл

лаб.р..doc

— 22.14 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет начального образования

Кафедра социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторной работа по экспериментальной психологии

«Сравнительное исследование бланковой и компьютерной формы психологического исследования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

дневного отделения

направление

«Психолого-педагогическое образование»

профиль

«Психология и социальная педагогика»

Самуткина Н.Н.

Проверил: доцент, к.пс.н.

Пронин С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

Введение

 

Цель работы: практическое освоение метода «Да-Нет» на примере обнаружения зрительного сигнала; исследование динамики индекса сенсорной чувствительности в различных экспериментальных условиях.

Задачи, поставленные в данной лабораторной работе:

1.      Познакомиться с теорией обнаружения сигнала.

2. Провести серию экспериментов  с последовательным изменением вероятности предъявления стимульной матрицы, как с восходящей, так  и нисходящей тенденцией.

     3.   Проанализировать полученные данные.

     4.   Выявить возможные причины искажения результатов.

Гипотеза данного исследования:  индекс сенсорной чувствительности зависит от частоты вероятности предъявления стимульной и пустой матрицы.

Объектом является сенсорная чувствительность

Предмет: особенности сенсорной  зрительной чувствительности  в различных условиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория обнаружения сигнала

 

     Психофизическая теория обнаружения сигнала (Green, Swets ,1966) содержит в себе представление о наблюдателе как не о пассивном приемнике стимульной информации, а как об активном субъекте принятия решения в ситуации неопределенности.

    В стимульном потоке выделяется та его часть, на которую указанием её характерной особенности  обращается внимание наблюдателя. Эта выделенная часть называется стимулом  или предъявлением( стимула) . Наблюдатель, от которого требуется обнаружить это признак, решает задачу бинарной классификации  - «нет признака» «есть признак». Эта задача решается путем установления схемы соответствия (правило принятия решения) между особенностями сенсорного образа предъявляемого стимулу и выбираемых решений.

       В методе «Да-Нет» предъявления следуют друг за другом обыкновенно через более или менее регулярные интервалы времени и в  поле каждого предъявления испытуемый отвечает «Да», если ему показалось, что сигнал был, или «Нет», если он не обнаружил сигнала.

      Возможные комбинации ответов, которые могут встретиться в эксперименте:

 

 

 

Стимул

 

Ответы

Да

Нет

S

(есть)

H

(попадание)

О

(пропуск)

N

(нет)

FA

(ложная тревога)

CR

(правильное отрицание)

 

Расшифровка обозначений:

N - число проб в серии;

time - экспозиция, мс.;

P(S) - вероятность появления сигнала;

Tp,мс - среднее время реакции в серии;

Hit - правильные обнаружения;

FA - ложные тревоги;

CR - правильные отвержения (нет сигнала, нет реакции);

Miss - пропуски (сигнал есть, реакции нет);

P(FA), P(Hit) и т.д. - вероятности соответствующих исходов;

      Полная характеристика  эксперимента требует указания ещё двух факторов наличие/отсутствие предварительной информации и наличие / отсутствие обратной связи. Предварительная информация - это формальный признак, означающий сообщение испытуемому величины вероятности предъявления определенного стимула - сигнального или несигнального. Обратная связь включает информацию об истинности/ ложности ответов испытуемого, сообщаемую ему после каждого предъявления, или сообщение о частоте правильных ответов, даваемой после некоторой группы предъявлений.

      Цель введения обратной связи и предварительной информации - попытка контроля схемы соответствия между свойствами ощущений(сенсорных образов)  и принимаемыми решениями, которую устанавливает испытуемый (правила принятия решения). Для формирования у испытуемого адекватной схемы соответствия, ему дают обратную связь после каждого ответа.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      В данной работе рассматривается метод, отличающийся от предыдущей группы методов (методов измерения порогов) новым подходом к локализации точки  на психологической шкале, иначе говоря, другим подходом к измерению граничного шкального значения, разделяющего имеющиеся множества стимулов на два класса: обнаруживаемые и необнаруживаемые, различаемые и неразличаемые  и т.п.

      Этот метод позволяет обнаружить, или не обнаружить зависимость между индексом сенсорной  чувствительности и частотой проявления стимульной матрицы. Относительно данной работы можно сделать вывод о том, что гипотеза, поставленная в начале работы, подтверждена: индекс сенсорной чувствительности зависти от частоты вероятности предъявления стимульной и пустой матрицы. Зависимость эта носит обратно пропорциональный характер: чем выше вероятность, тем ниже индекс чувствительности.

      Для того чтобы избежать возможного влияния двух основных факторов, мешающих проведению данного эксперименте и способных исказить его результат - тренировки и утомления, - используют прием, называемый позиционным уравнением. Каждую серия эксперимента (5 серий  по числу априорных вероятностей) разбивают на две подсерии, и эти половины располагают в эксперименте в следующем порядке: Р(0,1)-Р(0,3)-Р(0,5)-Р(0,7)-Р(0,9)-Р(0,9)-Р(0,7)-Р(0,5)-Р(0,3)-Р(0,1). Задавая такой порядок следования отдельных серий эксперимента, уравнивается возможное влияние факторов тренировки и утомления на деятельность испытуемого, усредняя показатели обнаружения сигнала по двум соответствующим половинам. Для первой половины каждой серии  минимально утомление, но и тренировка минимальна тоже, для второй половины наоборот. Поэтому, усредняя данные по двум сериям, мы тем самым уравниваем разнонаправленное влияние этих факторов на результаты   обнаружения сигнала. Кроме того, усредняя данные, взятые из разных временных срезов эксперимента, мы отчасти компенсируем влияние других неконтролируемых случайных факторов.

 

             

      На графике видно, что при увеличении вероятности предъявления стимульной матрицы происходит увеличение индекса сенсорной чувствительности. При переходе от величины 2(0,3) к величине 3(0,5) наблюдается резкий спад величины индекса. Максимальная сенсорная чувствительность  обнаруживается при реакциях на  редко проявляющиеся стимулы, низший уровень чувствительности – при реакциях на стимулы  средней частоты. Реакции на стимуляцию высокой частоты незначительно превышают  успешность реакций на среднечастотные стимулы. Целесообразней использовать испытуемого в деятельности, требующей успешного реагирования на редкие стимулы.



Информация о работе Сравнительное исследование бланковой и компьютерной формы психологического исследования