Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:42, лабораторная работа
Цель работы: практическое освоение метода «Да-Нет» на примере обнаружения зрительного сигнала; исследование динамики индекса сенсорной чувствительности в различных экспериментальных условиях.
Задачи, поставленные в данной лабораторной работе:
1. Познакомиться с теорией обнаружения сигнала.
2. Провести серию экспериментов с последовательным изменением вероятности предъявления стимульной матрицы, как с восходящей, так и нисходящей тенденцией.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Факультет начального образования
Кафедра социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования
Лабораторной работа по экспериментальной психологии
«Сравнительное исследование бланковой и компьютерной формы психологического исследования»
Выполнила: студентка 1 курса
дневного отделения
направление
«Психолого-педагогическое образование»
профиль
«Психология и социальная педагогика»
Самуткина Н.Н.
Проверил: доцент, к.пс.н.
Пронин С.П.
Самара 2012
Введение
Цель работы: практическое освоение метода «Да-Нет» на примере обнаружения зрительного сигнала; исследование динамики индекса сенсорной чувствительности в различных экспериментальных условиях.
Задачи, поставленные в данной лабораторной работе:
1. Познакомиться с теорией обнаружения сигнала.
2. Провести серию экспериментов с последовательным изменением вероятности предъявления стимульной матрицы, как с восходящей, так и нисходящей тенденцией.
3. Проанализировать полученные данные.
4. Выявить возможные причины искажения результатов.
Гипотеза данного исследования: индекс сенсорной чувствительности зависит от частоты вероятности предъявления стимульной и пустой матрицы.
Объектом является сенсорная чувствительность
Предмет: особенности сенсорной зрительной чувствительности в различных условиях
Теория обнаружения сигнала
Психофизическая теория обнаружения сигнала (Green, Swets ,1966) содержит в себе представление о наблюдателе как не о пассивном приемнике стимульной информации, а как об активном субъекте принятия решения в ситуации неопределенности.
В стимульном потоке выделяется та его часть, на которую указанием её характерной особенности обращается внимание наблюдателя. Эта выделенная часть называется стимулом или предъявлением( стимула) . Наблюдатель, от которого требуется обнаружить это признак, решает задачу бинарной классификации - «нет признака» «есть признак». Эта задача решается путем установления схемы соответствия (правило принятия решения) между особенностями сенсорного образа предъявляемого стимулу и выбираемых решений.
В методе «Да-Нет» предъявления следуют друг за другом обыкновенно через более или менее регулярные интервалы времени и в поле каждого предъявления испытуемый отвечает «Да», если ему показалось, что сигнал был, или «Нет», если он не обнаружил сигнала.
Возможные комбинации ответов, которые могут встретиться в эксперименте:
Стимул
| Ответы | |
Да | Нет | |
S (есть) | H (попадание) | О (пропуск) |
N (нет) | FA (ложная тревога) | CR (правильное отрицание) |
Расшифровка обозначений:
N - число проб в серии;
time - экспозиция, мс.;
P(S) - вероятность появления сигнала;
Tp,мс - среднее время реакции в серии;
Hit - правильные обнаружения;
FA - ложные тревоги;
CR - правильные отвержения (нет сигнала, нет реакции);
Miss - пропуски (сигнал есть, реакции нет);
P(FA), P(Hit) и т.д. - вероятности соответствующих исходов;
Полная характеристика эксперимента требует указания ещё двух факторов наличие/отсутствие предварительной информации и наличие / отсутствие обратной связи. Предварительная информация - это формальный признак, означающий сообщение испытуемому величины вероятности предъявления определенного стимула - сигнального или несигнального. Обратная связь включает информацию об истинности/ ложности ответов испытуемого, сообщаемую ему после каждого предъявления, или сообщение о частоте правильных ответов, даваемой после некоторой группы предъявлений.
Цель введения обратной связи и предварительной информации - попытка контроля схемы соответствия между свойствами ощущений(сенсорных образов) и принимаемыми решениями, которую устанавливает испытуемый (правила принятия решения). Для формирования у испытуемого адекватной схемы соответствия, ему дают обратную связь после каждого ответа.
Заключение
В данной работе рассматривается метод, отличающийся от предыдущей группы методов (методов измерения порогов) новым подходом к локализации точки на психологической шкале, иначе говоря, другим подходом к измерению граничного шкального значения, разделяющего имеющиеся множества стимулов на два класса: обнаруживаемые и необнаруживаемые, различаемые и неразличаемые и т.п.
Этот метод позволяет обнаружить, или не обнаружить зависимость между индексом сенсорной чувствительности и частотой проявления стимульной матрицы. Относительно данной работы можно сделать вывод о том, что гипотеза, поставленная в начале работы, подтверждена: индекс сенсорной чувствительности зависти от частоты вероятности предъявления стимульной и пустой матрицы. Зависимость эта носит обратно пропорциональный характер: чем выше вероятность, тем ниже индекс чувствительности.
Для того чтобы избежать возможного влияния двух основных факторов, мешающих проведению данного эксперименте и способных исказить его результат - тренировки и утомления, - используют прием, называемый позиционным уравнением. Каждую серия эксперимента (5 серий по числу априорных вероятностей) разбивают на две подсерии, и эти половины располагают в эксперименте в следующем порядке: Р(0,1)-Р(0,3)-Р(0,5)-Р(0,7)-Р(
На графике видно, что при увеличении вероятности предъявления стимульной матрицы происходит увеличение индекса сенсорной чувствительности. При переходе от величины 2(0,3) к величине 3(0,5) наблюдается резкий спад величины индекса. Максимальная сенсорная чувствительность обнаруживается при реакциях на редко проявляющиеся стимулы, низший уровень чувствительности – при реакциях на стимулы средней частоты. Реакции на стимуляцию высокой частоты незначительно превышают успешность реакций на среднечастотные стимулы. Целесообразней использовать испытуемого в деятельности, требующей успешного реагирования на редкие стимулы.