Сравнительный анализ теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Главный источник развития личности, формирование личности.
Краткие выводы по теории структура личности
психодинамическая теория личности
австрийский ученый 3. Фрейд

врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ зарубежной теории личности.docx

— 23.04 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ зарубежной теории личности

Название  теорий личности

Ученые

Определение личности

Главный источник развития личности, формирование личности.

Краткие выводы по теории структура личности

психодинамическая теория личности

австрийский ученый 3. Фрейд

 

врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая  энергия – либидо (от лат. libido – влечение, желание). Эта энергия направлена, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, разрушение (агрессивное влечение)

 Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами.Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характер

(0 до 6 мес), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и длительное кормление (более полутора лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. От 1,5 до 3 процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера – жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.

На третьем, «фаллическом», самом  важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа  выражается в том, что мальчик  ненавидит своего отца за то, что  тот прерывает его первые эротические  влечения к противоположному полу (к  матери). Отсюда – агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное  с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует  отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует  у девочек отчуждение в отношениях

Фрейд выделяет три блока личности:

1) ид («оно») – главная структура  личности, состоящая из совокупности  бессознательных (сексуальных и  агрессивных) побуждений; ид функционирует  в соответствии с принципом  удовольствия;

2) эго («я») – совокупность  преимущественно осознаваемых человеком  познавательных и исполнительных  функций психики.Регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

3) суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

 Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

 

Аналитическая теория личности.

 

 

Юнг

 

Источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии. Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

По мнению Юнга, личность формируется  в течение всей жизни. В структуре  личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

сферы личности:

1)         Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2)         Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. 3)         Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою деятельность. Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие. В типологии Юнга можно выделить 8 подтипов личности.

 

Гуманистическая теория личности.

Направление «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса.

 

 

 

 

 

 

 

 

«мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу.

 

Главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. В психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.

существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность  в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного  человека в другом человеке, например  в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность  в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.)

,

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, – реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня.

Общмй вывод по теории: решающего возрастного периода не существует; личность формируется и развивается в течение всей жизни. В рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

 

Когнитивная теория личности.

Основоположником этого подхода  является американский психолог Дж. Келли

 

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. construct – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам, человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. система личностных конструктов делится на два уровня (блока):

1. Блок «ядерных» конструктов  – это примерно 50 основных конструктов,  которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических конструктов  – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов  сугубо индивидуально и может  варьировать от сотен до нескольких  тысяч.

Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых  перерабатывается (воспринимается и  интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Поведенческая теория личности.

Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.

 

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.

В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки.

в рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков  и условных рефлексов, с одной  стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, – с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.



Информация о работе Сравнительный анализ теорий