Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:49, доклад
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные, когда применяются неречевые средства общения. Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Только человеку свойственно вербализировать свои чувства, эмоции, поведение через слово, что доводит ее до высшей степени развития по сравнению с другими представителями животного мира.
Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные, когда применяются неречевые средства общения.
Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Только человеку свойственно вербализировать свои чувства, эмоции, поведение через слово, что доводит ее до высшей степени развития по сравнению с другими представителями животного мира.
Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1. Внутренняя речь - это
речь для себя. Например, решая
математическую задачу, вы думаете,
но ваших мыслей никто не
слышит. Отличительной чертой такого
вида языка является то, что
ее не слышат другие люди, и
она поняла лишь одному
2. Внешняя речь - ее еще называют устной, то есть та, которую слышит человек, находящийся рядом с вами.
а) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
б) монологическую речь – речь, которую произносит один человек. Примерами монолога могут быть объяснения учителя, ответ ученика, диктора и др.. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки.
Примерами монолога могут быть объяснения учителя, ответ ученика, диктора и др.. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки.
Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных Толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, Деловых и юридических отношениях. Письменная речь дает возможность общаться с представителями прошлых и будущих поколений.
* Искусственные языки: азбука Морзе, язык глухонемых, шифры, компьютерные языки (благодаря которым происходит общение человека с компьютером).
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию.
. К невербальным средствам общения относятся:
1) визуальные средства:
а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинестетике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке (могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы). Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения (кивок головой, пожатие плечами), или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
б) направление взгляда и визуальный контакт
в) выражение лица
г) выражение глаз
д) поза – расположение тела в пространстве (перекрест рук.)
е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему). Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения (кивок головой, пожатие плечами), или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
ж) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.)
2) акустические (звуковые):
а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы). Способны придавать разный смысл одной и той же фразе.
б) не связанные с речью (смех, плач, вздохи и т. п.);
3) тактильные – связанные с прикосновением:
а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).
4) олъфакторные:
а) приятные и неприятные запахи окружающей среды;
б) естественный и искусственный запахи человека и др.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Довольно часто один и
тот же жест имеет не только различное,
но и прямо противоположное