Фрейд выделил 5 стадий
психосексуального развития личности:
Оральная (0 – 18 мес.)
Анальная (18 мес. – 3 года)
Фаллическая (3 года – 6 лет)
Латентная (6 – 12 лет)
Генитальная (период полового
созревания и до 22лет)
Оральная
стадия
В этот период (с рождения до полутора
лет) выживание младенца всецело
зависит от того, кто о нем заботится,
а область рта наиболее тесно
связана с удовлетворением биологических
потребностей и приятными ощущениями.
Главная задача, стоящая перед
младенцем в течение орально -
зависимого периода, состоит в закладке
основных установок: зависимости, независимости,
доверия и опоры в отношении
других людей. Изначально ребенок не
в состоянии отличить собственное
тело от материнской груди и это
дает ему возможность чувствовать
нежность и любовь по отношению к
самому себе. Но со временем грудь будет
замещена частью собственного тела: ребенок
будет сосать свой палец или язык,
чтобы уменьшить напряжение, вызванное
недостатком материнской заботы.
Поэтому так важно не прерывать
кормление грудью, если мама в состоянии
кормить его сама.
Фиксация поведения на этой стадии может
произойти по двум причинам:
Фрустрация или блокирование потребностей
ребенка.
Сверхзаботливость – ребенку предоставляется
много возможностей самому управлять
своими внутренними функциями. В результате
этого у ребенка формируется чувство зависимости
и некомпетентности.
Впоследствии, в зрелые годы, фиксация
на этой стадии может выразиться в виде
«остаточного» поведения. Взрослый человек
в ситуации сильного стресса может регрессировать
и это будет сопровождаться слезами, сосанием
пальца, желанием выпить. Оральная стадия
заканчивается, когда прекращается кормление
грудью и это лишает ребенка соответствующего
удовольствия.
Фрейд выдвинул постулат, согласно которому
у ребенка, который получил чрезмерную
или недостаточную стимуляцию во младенчестве,
скорее всего сформируется в дальнейшем
орально-пассивный тип личности. Основными
его чертами является:
ожидает от окружающего мира «материнского»
отношения к себе,
постоянно требует одобрения,
чрезмерно зависим и доверчив,
испытывает потребность в поддержке и
принятии,
жизненная пассивность.
В течении второй половины первого года
жизни начинается вторая фаза оральной
стадии – орально-агрессивная. Теперь
у младенца появляются зубы, благодаря
чему кусание и жевание становятся важными
средствами выражения фрустрации, вызванной
отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения.
Фиксация на орально-агрессивной стадии
выражается у взрослых в таких чертах,
как любовь к спорам, пессимизм, сарказм,
циничное отношение ко всему окружающему.
Людям с этим типом характера свойственно
эксплуатировать других людей и доминировать
над ними с целью удовлетворения собственных
нужд.
Анальная
стадия
Анальная стадия начинается в возрасте
около 18 месяцев и продолжается до
трех лет. В течение этого периода
ребенок учится самостоятельно ходить
в туалет. Он получает большое удовлетворение
от этого контроля, т.к. это одна из
первых функций, которая требует
от него осознанности своих действий.
Фрейд был убежден, что способ, каким родители
приучают ребенка к туалету, оказывает
влияние на его более позднее личностное
развитие. Все будущие формы самоконтроля
и саморегуляции берут начало в анальной
стадии.
Существуют 2 основные родительские тактики,
связанные с приучением ребенка контролировать
свои внутренние процессы. Мы более подробно
поговорим о первой – принуждающей, т.к.
именно эта форма приносит наиболее выраженные
негативные последствия.
Некоторые родители ведут себя не гибко
и требовательно, настаивая, чтобы ребенок
«сейчас же сходил на горшок». В ответ
на это ребенок может отказаться выполнять
приказания родителей и у него начнутся
запоры. Если подобная тенденция «удерживания»
становится чрезмерной и распространяется
на другие виды поведения, то у ребенка
может сформироваться анально – удерживающий
тип личности. Такие взрослые необычайно
упрямы, скупы, методичны и пунктуальны.
Им очень сложно переносить беспорядок,
неразбериху, неопределенность.
Второй отдаленный результат анальной
фиксации, обусловленный родительской
строгостью в отношении туалета – это
анально – выталкивающий тип личности.
Черты данного типа включают в себя склонность
к разрушению, беспокойство, импульсивность.
В любовных отношениях в зрелом возрасте
такие люди чаще всего воспринимают партнеров
в первую очередь как объекты обладания.
Другая категория родителей, наоборот,
поощряет своих детей к регулярному использованию
туалета и хвалят их за это. С точки зрения
Фрейда, подобный подход, поддерживающий
старания ребенка контролировать себя,
воспитывает позитивную самооценку и
даже может способствовать развитию творческих
способностей.
Фаллическая
стадия. Эдипов комплекс. Комплекс Электры
Между тремя и шестью годами интересы
ребенка сдвигаются в новую зону,
область гениталий. На протяжении фаллической
стадии дети могут рассматривать
и исследовать свои половые органы,
проявлять заинтересованность в
вопросах, связанных с половыми отношениями.
Хотя их представления о взрослой
сексуальности обычно смутны, ошибочны,
и весьма неточно сформулированы,
Фрейд полагал, что большинство
детей понимают суть сексуальных
отношений более ясно, чем предполагают
родители. Основываясь на увиденном
по телевизору, на каких – то фразах
родителей или на объяснениях
других детей, они рисуют «первичную»
сцену.
Доминирующий конфликт на фаллической
стадии состоит в том, что Фрейд назвал
Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт
у девочек получил название комплекса
Электры). Описание этого комплекса Фрейд
заимствовал из трагедии Софокла «Царь
Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно
убил своего отца и вступил в кровосмесительную
связь с матерью. Когда Эдип понял, какой
чудовищный грех он совершил, он ослепил
себя. Фрейд рассматривал трагедию как
символическое описание величайшего из
человеческих конфликтов. С его точки
зрения, этот миф символизирует неосознанное
желание ребенка обладать родителем противоположного
пола и одновременно устранить родителя
одного с ним пола. Более того, Фрейд находил
подтверждение комплекса в родственных
связях и клановых взаимоотношениях, имеющих
место в различных примитивных обществах.
В норме эдипов комплекс развивается несколько
по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим,
как он проявляется у мальчиков.
Первоначально объектом любви у мальчика
выступает мать или замещающая ее фигура.
С момента рождения она является для него
главным источником удовлетворения. Он
хочет выражать свои чувства по отношению
к ней точно так же, как это делают, по его
наблюдениям, люди более старшего возраста.
Это говорит о том, что мальчик стремится
играть роль своего отца и в то же время
он воспринимает отца как конкурента.
Но мальчик догадывается о своем более
низком положении, он понимает, что отец
не намерен терпеть его романтические
чувства к матери. Боязнь воображаемого
возмездия со стороны отца Фрейд назвал
страхом кастрации и, по его мнению, это
заставляет мальчика отказываться от
своего стремления.
В возрасте примерно между пятью и семью
годами эдипов комплекс развивается: мальчик
подавляет (вытесняет из сознания) свои
желания в отношении матери и начинает
идентифицировать себя с отцом (перенимает
его черты). Этот процесс выполняет несколько
функций: во – первых, мальчик приобретает
конгломерат ценностей, моральных норм,
установок, моделей полоролевого поведения,
обрисовывающих для него, что это значит
– быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь
с отцом, мальчик может удержать мать как
объект любви путем замещения, поскольку
теперь он обладает теми же атрибутами,
которые мать видит в отце. Еще более важным
аспектом разрешения эдипова комплекса
является то, что ребенок перенимает родительские
запреты и основные моральные нормы. Это
подготавливает почву для развития суперэго
или совести ребенка. Т.е. суперэго является
следствием разрешения эдипова комплекса.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической
стадии ведут себя дерзко, они хвастливы
и опрометчивы. Фаллические типы стремятся
добиваться успеха (успех для них символизирует
победу над представителем противоположного
пола) и постоянно пытаются доказать свою
мужественность и половую зрелость. Они
убеждают других в том, что они «настоящие
мужчины». Это так же может быть поведение
по типу Дон Жуана.
Прообразом в данном случае выступает
персонаж греческой мифологии Электра,
которая уговаривает своего брата Ореста
убить их мать и ее любовника и таким образом
отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков,
первым объектом любви у девочек является
мать. Однако, когда девочка вступает в
фаллическую стадию, она осознает, что
у нее нет пениса, что может символизировать
недостаток силы. Она обвиняет мать в том,
что она родилась «дефектной». В то же
время девочка стремится обладать своим
отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь
матери.
Со временем девочка избавляется от комплекса
Электры путем подавления тяги к отцу
и идентификации с матерью. Другими словами,
девочка, становясь более похожей на мать,
получает символический доступ к отцу,
увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь
выйти замуж за мужчину, похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал
Фрейд, приводит к склонности флиртовать,
обольщать, а также к беспорядочным половым
связям, хотя они могут иногда казаться
наивными и невинными в сексуальном отношении.
Неразрешенные проблемы эдипова комплекса
расценивались Фрейдом как основной источник
последующих невротических моделей поведения,
особенно имеющих отношение к импотенции
и фригидности.
Латентная
стадия
В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового
периода либидо ребенка посредством
сублимации (переориентации на социальную
активность) направляется во вне. В
этот период ребенка интересуют различные
интеллектуальные занятия, спорт, общение
со сверстниками. Латентный период
можно рассматривать как время
подготовки к взрослению, которое
наступит в последней психосексуальной
стадии.
В личности ребенка появляются такие структуры,
как эго и суперэго.
Суперэго – это система норм, ценностей,
иначе говоря – совесть человека. Оно
формируется при взаимодействии ребенка
со значимыми фигурами, в первую очередь,
с родителями.
Эго – отвечает за непосредственный контакт
с внешним миром. Это восприятие, мышление,
научение.
Ид – это наши влечения, инстинктивные,
врожденные, не осознаваемые стремления.
Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка
уже сформированы все те качества личности
и варианты ответных реакций, которыми
он будет пользоваться на протяжении всей
своей жизни. И на протяжении латентного
периода происходит «оттачивание» и упрочение
его взглядов, убеждений, мировоззрения.
В этот период сексуальный инстинкт предположительно
дремлет.
Генитальная
стадия
После завершения латентной стадии,
которая продолжается до наступления
половой зрелости, начинают восстанавливаться
сексуальные и агрессивные побуждения,
а вместе с ними интерес к противоположному
полу и возрастающее осознание этого
интереса. Начальная фаза Генитальной
стадии (периода, продолжающегося от
зрелости до смерти), характеризуется
биохимическими и физиологическими
изменениями в организме. Результатом
этих изменений является характерное
для подростков усиление возбудимости
и повышение сексуальной активности.
Согласно теории Фрейда, все индивидуумы
проходят в раннем подростковом возрасте
через «гомосексуальный» период. Новый
взрыв сексуальной энергии подростка
направлен на человека одного с ним пола
(например, на учителя, одноклассника,
соседа). Это явление может носить и не
ярко выраженный характер, чаще ограничивается
тем, что подростки предпочитают общаться
со сверстниками одного с ними пола. Однако
постепенно объектом энергии либидо становится
партнер противоположного пола, и начинается
ухаживание.
Генитальный характер – это идеальный
тип личности в психоаналитической теории.
Это человек зрелый и ответственный в
социально-сексуальных отношениях. Фрейд
был убежден: для того, чтобы сформировался
идеальный генитальный характер, человек
должен брать на себя активную роль в решении
жизненных проблем, отказаться от пассивности,
свойственной раннему детству, когда любовь,
безопасность, физический комфорт - в сущности,
все формы удовлетворения, легко давались,
и ничего не требовалось взамен.
Обобщая информацию по всем уже рассмотренным
стадия психосексуального развития, можно
сделать следующие выводы: недостаток
внимания или гиперопека на первой, Оральной
стадии психосексуального развития, ведет
к пассивности или циничности как свойству
характера. Фиксация на анальной стадии
– к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные
проблемы Эдипова комплекса провоцируют
склонность к беспорядочным любовным
связям, невротическим моделям поведения,
фригидности или импотенции. Отсутствие
понимания в Генитальный период – неумению
брать на себя ответственность и пассивность
в собственной жизни.
|