Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 03:50, реферат
1. младенческий возраст (оральная стадия) - доверие/недоверие: формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения;
2. ранний возраст (анальная стадия) – автономия/сомнение, стыд; борьба против чувства стыда и сомнения за независимость и самостоятельность;
3. возраст игры (фаллическая стадия) – инициативность/чувство вины; развитие активной инициативы, и в то же время переживание чувства моральной ответственности за свои желания;
Стадии психосоциального развития:
1. младенческий возраст (оральная
стадия) - доверие/недоверие: формирование
базового доверия к миру, преодоление
чувства разобщённости и
2. ранний возраст (анальная стадия) – автономия/сомнение, стыд; борьба против чувства стыда и сомнения за независимость и самостоятельность;
3. возраст игры (фаллическая
стадия) – инициативность/чувство
вины; развитие активной инициативы,
и в то же время переживание
чувства моральной
4. школьный возраст (латентная
стадия) – достижение/неполноценность;
формирование трудолюбия, чему противостоит
осознание собственной
5. подростковый возраст
– идентичность/диффузия
6. молодость – интимность/
7. зрелость – творчество/застой;
борьба творческих сил
8. старость – интеграция/
Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности -- результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития.
Э. Эриксон обозначил критерии подлинных ритуальных действий:
1) общее значение для
всех участников
2) способность к развитию
по стадиям жизненного цикла,
в ходе которого достижения
предыдущих стадий в
3) способность сохранять известную новизну при всех повторениях, игровой характер.
Ритуализация в человеческом поведении - это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для "Я" всех участников.
Стадии ритуализации по Э. Эриксону:
1. младенчество – взаимность (религия);
2. раннее детство – различение добра и зла (суд);
3. игровой возраст – драматическая разработка (театр);
4. школьный возраст – формальные правила (школа);
5. юность – солидарность убеждений (идеология).
Элементы развитого ритуала:
1) нуминозный, ритуал взаимного узнавания, который, формируясь в младенчестве, проявляется в развернутой форме в отношениях между матерью и ребенком, впоследствии пронизывает все взаимоотношения между людьми.
2) критический – этот
ритуал помогает ребенку
3) драматический. Он формируется
в игровой период. В игре ребенок
способен избежать взрослой
4)формальный, элемент совершенства
исполнения. Формализация школьных
отношений имеет большое
порядок, в котором человек «принимает участие»
5) идеологический, импровизационная сторона ритуализации. В этом возрасте добавляется идеологический элемент к элементам благоговения, правосудия, драматическому и формальному элементам онтогенетического развития. Противоположный полюс на этой стадии - тоталитаризм.
Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Как известно, эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.