Стадия элементарной сенсорной психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды.

Файлы: 1 файл

стадии развития психики у животных.doc

— 34.00 Кб (Скачать файл)

2.1. Стадия элементарной  сенсорной психики.

Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики  характеризуется тем, что она  отвечает отдельному воздействующему  свойству (или совокупности отдельных  свойств). Это происходит из-за связи  этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных.  Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды.

Понятно, что материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомического строения. Общий путь изменения организмов на стадии развития элементарной сенсорной психики заключается, с одной стороны, в том, что органы чувствительности животных все более дифференцируются и их число увеличивается; соответственно дифференцируются и ощущения. С другой стороны, развиваются органы движения, органы внешней деятельности животных. Их развитие происходит наиболее заметно из-за двух главных изменений: переход к жизни в условиях наземной среды; у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) – переход к активному преследованию добычи.

Вместе с развитием органов  чувствительности и органов движения развивается также и нервная  система – «орган связи и координации  процессов».[3] Первоначально нервная  система представляет собой простую сеть. Ее волокна соединяют заложенные на поверхности чувствительные клетки непосредственно с сократительной тканью животного. Этот тип нервной системы у современных видов не представлен. По такой сетевидной нервной системе возбуждение передается диффузно, тормозные процессы отсутствуют. Дальнейший этап развития нервной системы – выделение нейронов, которые образуют нервные узлы.

По одной линии эволюции (у  иглокожих животных) нервные узлы образуют окологлоточное кольцо с отходящими от него нервными стволами – это уже такой нервный центр, который позволяет осуществляться сложным согласованным движениям, например, открывание морскими звездами двустворчатых раковин.

По двум другим линиям эволюции (от первичных червей к ракообразным и паукам, от первичных червей к насекомым) происходит образование более массивного головного нервного узла, который управляет работой нижележащих нервных узлов. Возникновение этого типа нервной системы обусловлено выделением ведущего органа, который становится главным органом, определяющим работу организма в целом. Эволюция узловой нервной системы идет в направлении ее дифференциации. Это связано с сегментированием тела животного.

Хотя на этой стадии деятельность все время усложняется, (одновременно с развитием органов восприятия, действия и нервной системы), но строение деятельности резко не меняется. Восприятие действительности никогда не становится восприятием целостных вещей.

2.2. Стадия перцептивной  психики.

Усложнение деятельности в пределах первого типа идет по двум направлениям: с одной стороны, усложнение самого механизма совершения деятельности – появляются цепи, состоящие из большого числа реакций. Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной, потому что не несет никаких качественных изменений. С другой стороны, прогрессивное направление усложнения деятельности – оно приводит к изменению самого строения деятельности, к качественному ее изменению.

Это прогрессивное изменение и  приводит к возникновению новой  формы отражения внешней среды, которая характеризует перцептивную (воспринимающую) стадия развития психики. Отражение происходит не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов вещей. Однако психическое отражение ситуации «запаздывает»: отражаются лишь целостные предметы, а не отношения между ними. Поведение животных, находящихся на этой стадии управляется совокупностью числа одновременных действий.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики  обусловлено анатомо-физиологическими изменениями: развитием и изменением роли дистантных органов чувств, в первую очередь зрения; развитием органов внешнего движения. Ведущие органы, сформированные на предыдущей стадии, становятся органами, которые интегрируют внешние воздействия. Это становится возможным благодаря одновременной перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга и мозговой коры. Полное развитие операций у животных происходит в связи с развитием коры.

Выделение операций, которое  характеризует стадию перцептивной психики, дает начало развитию формы закрепления опыта животных в виде двигательных навыков. Операции – это относительно самостоятельные действия, содержание которых относится не к самому предмету, на который направлено действие, а к условиям, в которых предмет находится. [7] Развитие операций и обобщенного восприятия окружающей внешней действительности сопровождается усложнением коры головного мозга. 

При переходе к стадии перцептивной психики качественно  меняется сенсорная форма закрепления  опыта. «У животных впервые возникают чувственные представления».[3]

Вместе с изменением строения деятельности животных и изменением формы отражения ими действительности происходит перестройка функций  памяти. Мнемическая функция в  моторной сфере выступает в виде двигательных навыков, а в сенсорной сфере в виде примитивной образной памяти.

 

2.3. Стадия интеллекта (ручного мышления).

Стадия интеллекта характеризуется  сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает там, где осуществляется фаза подготовления.

Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что  у животных возникает отражение  как отдельных вещей, так и  их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.

Эта стадия развития психики  является подготовительной к становлению  мышления человека.

 

К.Э. Фабри, опираясь на более  поздние зоопсихологические исследования, выделяет в первых двух стадиях развития психики еще по два уровня, а  стадию развития интеллекта не выделяет в отдельную, а относит ее к  стадии перцептивной психики. [1,9]

 

Еще есть классификация, которая не претендует на многое, но, тем не менее, позволяет показать, от каких условий зависит развитие психики животных. Самые примитивные  животные – это наименее активные.

Первый этап – травоядные, которые добывают пищу, переходя с место на место и находя ее; где пищи нет, там они не живут. Эти животные ведут мирный образ жизни и вынуждены активно приспосабливать к окружающему только из-за необходимости защиты от хищников.

Второй этап – жизнь  в более сложных условиях. Это  жизнь травоядных животных, которым приходится жить на деревьях, перемещаться с одного дерева на другое, что требует точности движений, а, соответственно, более высокой психической организации. Нужно следить за окружающим полем, чтобы не стать добычей для какого-нибудь животного.

Третий этап – это активная охота  за подвижной, живой добычей. Здесь  нужно изобретать уловки для того, что не спугнуть добычу; нужна еще  более точная координация действий; а также элементы «этикета», потому что присутствует стадная жизнь. Все это важные факторы, которые усложняют условия существования и резко повышают уровень психического развития животных.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стадия элементарной сенсорной психики