Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:48, реферат
Темой эссе является рассмотрение становления позитивистской методологии в психологии бихевиоризма, рефлексологии, психологии сознания и когнитивной психологии.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в современной психологической науке, назрел кризис, когда происходит переосмысление ее предмета исследования и соответственно методологии исследования. Современная психология располагает множеством теорий, которые по-разному видят предмет и методологию его исследования, а попытки создания какой-то единой глобальной теории, которая бы «отменила» ныне существующие пока не получили своего логического завершения
- Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.
- Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Не отрицая утверждения позитивизма о роли объективных методов исследования и конкретных наук для изучения поведения, когнитивная психология, и я согласна с этим, исходит из того, что только естественнонаучного знания недостаточно для изучения психических явлений и процессов. Немецкий философ Э.Гуссерль писал по этому поводу, что психология имеет дело не только с естественной, но и искусственной средой, причем сама социальная действительность есть продукт нашего знания о ней. Поэтому традиции естественнонаучного знания не применимы для изучения психологических явлений. Проверяемость и повторяемость — критерии метода в позитивизме — не могут в полной мере быть распространены на психологию, где внутренние состояния всегда изменчивы, всегда являются «потоком сознания» (психики), в который «сложно войти дважды»
Таким образом, когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Сегодня когнитивная психология, на мой взгляд, по праву является одним из ведущих направлений современной психологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темой данного эссе, как было сформулировано, было рассмотрение становления позитивистской методологии в психологии бихевиоризма и рефлексологии.
Позитивизм – научное направление и методология, доказывающие, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.
Во введении мной была обозначена цель доказать, что позитивистская методология сыграла для психологической науки, положительное значение.
Я не отрицаю, что у позитивизма как научной методологии есть свои ограничения, но их удельная масса, будет значительно меньше, перед его достоинствами. А главным достоинством я считаю возможность посредством методологии позитивизма получать научно обоснованные верифицируемые данные.
В основной части я попыталась показать и доказать сильные стороны бихевиоризма и рефлексологии, которые состоялись, благодаря тому, что данные школы опирались именно на методологию позитивизма.
По мере написания эссе меня постоянно донимал вопрос: «Что первично: курица или яйца, либо наоборот». В итоге в конечном итоге я все же пришла к выводу, что не столько происходило становление позитивистской методологии в психологии бихевиоризма, рефлексологии, психологии сознания и когнитивной психологии сколько данные школы психологической науки смогли состоятся, утвердиться, обрести свое подлинное «лицо» за счет того, что в качестве доминирующей методологии избрали позитивизм.
Информация о работе Становление позитивистской методологии в психологии